Президент Литвы ради новой дивизии готов обобрать народ

© AP Photo/ Evan Vucci

Литовские власти заставят население хоть костьми лечь, но обеспечить создание легкой пехотной дивизии – рад прихоти главного "союзника" по НАТО.

Фредерик Янсон, советник президента Литвы, заявил – у главы государства есть свои кандидаты на портфели министра обороны и главы МИД. Главе нового коалиционного правительства, социал-демократу Гинтаутасу Палуцкасу варяги-соглядатаи не нужны, о чем он заявил прямо. К тому же инициатива президента Гитанаса Науседы – нечто новенькое и очень далекое от устоявшейся практики формирования кабинета.

Составом правительства занимается его руководитель, он рекомендует кандидатов президентуре. Если там не возражают, то фамилии уходят в парламент для утверждения.

Президент – лишь передаточное звено, хотя и очень важное. Однако навязывать фаворитов все-таки не вправе, хотя в Конституции запрета на такой шаг нет – этот нюанс не оговорен.

Соцдемы идею игнорируют. Тем более, что у победившей 27 октября на парламентских выборах СДПЛ имеются собственные кандидаты, которые ничем не хуже. Ходят слухи, что высокий пост в МИД займет Ремигиюс Мотузас, бывший посол в Москве. Военное ведомство возглавит Довиле Шакалене, с 2020 года работавшая в парламентском комитете по безопасности и обороне Сейма прошлого созыва.

Вся президентская рать

С другой стороны, есть мнение, что со своими главами МИД и Минобороны президентская администрация будет выглядеть более авторитетной и надежной в глазах иностранных партнеров, чем правящее большинство и правительство с министрами с антисемитским душком. В любом случае у Науседы подход к делу иной, чем у трехпартийной коалиции, говорят его сторонники и противники СДПЛ.

Выглядит такая отмазка по-детски. Еще не существовало даже планов по созданию коалиции, а из команды президента утекла информация о вероятном назначении советника Асты Скайсгирите на должность шефа внешнеполитического ведомства. Фамилия кандидата в военные министры не называется, но, вероятнее всего, им станет советник Кястутис Будрис.

Зачем Науседе кадровая чехарда? Ответа два, они связаны между собой – президент обещает поддержку Украины и хочет до 2030 года обзавестись дивизией. На тяжелую или даже механизированную денег Литве не наскрести, поэтому планируется формировать легкое пехотное соединение. Но даже это потребует расходов в размере от 5% до 5,5% ВВП ежегодно, 12 млрд евро на шесть лет вперед. Именно столько насчитали генералы, исходя из текущих цен на оружие, боевую и другую технику.

Понятно, что наибольшими боевыми возможностями для действий на оборудованных стратегических и операционных направлениях обладают мотопехотные и бронетанковые дивизии. Именно они предназначаются для действий в войнах и вооруженных конфликтах на территории Европы и на других стратегических и операционных направлениях в зонах экономических и политических интересов России.

Однако "легкая" не означает бесполезная. Это качественно новый тип общевойскового соединения сухопутных войск, предназначенный для быстрой переброски по воздуху и ведения боевых действий низкой интенсивности в основном на слабо оборудованных театрах военных действий и в сложных физико-географических условиях. Литва – как раз такой ТВД.

Когда в Вильнюсе политики утверждают, будто что-то "решили", они лгут. Все решили парни из Пентагона, а местные взяли под козырек и принялись подсчитывать нужды будущих подразделений в составе этой дивизии.

Необходимое вооружение перечислять не станем, о личном составе скажем – потребуется примерно 18 тысяч человек. Сегодня вся литовская армия насчитывает вдвое меньше, поэтому генералы посовещались и решили отказаться от авиабригады, из перечня тыловых частей вычеркнули батальон обслуживания и ремонта авиационной техники, уменьшив потребности в личном составе до примерно 17 тысяч. Все равно много, но военные убедили главу государства – меньше никак нельзя.

К слову, о полководцах. Недавно ушедшего в отставку генерал-лейтенанта Вальдемараса Рупшиса вся президентская рать ругала "за избыточно реалистичные взгляды и подходы". Рупшис, например, считал нереальным завершение формирования дивизии в 2030 году и называл 2035-й. Экс-командарм был категорически против того, чтобы даже думать о передислокации литовцев на украинский фронт.

Сегодня "рать" восторгается фантазиями Раймундаса Вайкшнораса, нового командарма. Он как раз за форсированное создание дивизии, потому что "президент прав – она понадобится не только для обороны Литвы, но и для оказания помощи Киеву, если такая просьба прозвучит".

Настоящий он командарм или ряженый? Сам Вайкшнорас признает, что соединение удастся сформировать лишь к 2030 году – если вообще удастся. Неужели Вайкшнорас всерьез рассчитывает, что украинский конфликт растянется на десятилетия? Если так, то такого "стратега" из армии нужно гнать поганой метлой и впредь не доверять даже должность сторожа в женской бане.

Несбыточные мечты верховного

Глава Литвы прекрасно понимает – при карманном командарме карманные главы МИД и Минобороны будут из кожи вон лезть, но создавать пехотное соединение. Ради приобретения дорогой, но не очень актуальной игрушки жителей так обложат налогами, что тем некуда будет деваться. Добудут средства, проведут призыв срочников, закупят оружие с техникой, но исполнят каприз Гитанаса Науседы.

Вопрос в том, настолько ли это необходимо? В качестве примера вспомним историю появления литовско-польско-украинской бригады LitPolUkrBrig со штабом в Люблине. Как помпезно начали – речи, подписи президентов, первый вынос знамени, назначение комбрига и офицеров штаба, парад союзников и клятвы в нерушимости планов.

Эта военно-политическая инициатива предусматривала блокировку России на западном направлении поясом дружественных Вильнюсу, Варшаве и Киеву государств. Прошло десять лет, а бригада так и осталась на бумаге. Она не вписалась в структуру европейских сухопутных сил НАТО. Содержать же за собственный счет такую махину исключительно ради пропагандистских целей очень затратно и попросту глупо.

Не обязательно подобное случится с литовской дивизией, однако не исключено. Формируемое по капризу президента соединение – единица наступательная. Будет ли кому и против кого наступать в 2035 году? Этот вопрос очень интересовал генерал-лейтенанта Рупшиса. Его отправили в отставку, чтобы не путался под ногами и не совал нос куда не следует.

При этом факты говорят в пользу изгоя. По статистике, на каждые 30 тысяч жителей приходится лишь один человек, готовый с оружием в руках защищать страну, несмотря на план государственной обороны, предусматривающий всеобщую воинскую повинность. "Железяк" для дивизии можно накупить с избытком, но как восполнить дефицит живой силы? Об этом в президентуре стараются не думать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.