Кабинет министров, сознанное по итогам октябрьских парламентских выборов, включается в работу, как говорит премьер, "по строительству большого и мощного государства". Как на крохотной территории (280 на 320 км), недра которой обижены полезными ископаемыми, создать нечто "большое" и уж тем более "мощное", представить невозможно.
Допустим, социал-демократам, вставшим во главе парламента и кабинета, формула секрета известна. Но замысел политической оппозиции кажется несерьезным. Ее лидер, консерватор Юргис Разма (по прозвищу Маразма), заседающий в Сейме с момента его учреждения, то есть с 1990 года, с парламентской трибуны саркастически заметил:
"Всегда мечтал хоть несколько дней пожить в стране нереальных, прекрасных грез".
Привередливый президент
Впервые в литовской новейшей истории кабинет министров начинает работу не в полном составе. Президент Гитанас Науседа утвердил лишь 12 министров из 14. Сквозь "сито" не проскочили кандидаты на главные портфели в Минюсте и в Минприроды, которое переименовали в Министерство окружающей среды, повесив на госчиновников все, включая контроль за мусорными свалками и общественными туалетами.
Как говорит команда главы государства, у претендентов "не было приоритетов председательства в ЕС в 2027 году". Возможно, у Науседы какой-то особенный календарь, но согласно привычному перед 2027-м стоят 2026-й и 2025-й, который еще не начался. О каких приоритетах речь, если мир меняется ежедневно? У самого господина Науседы разве имеются гарантии, что доживет в должности до председательства?
Дело в другом. Минувшим летом президент Литвы грозился больше времени уделять внутренней политике – хотя его возможности для вмешательства минимальны, поскольку сильно урезаны Конституцией – и слово сдержал. Переругавшись с Ремигиюсом Жемайтайтисом, председателем партии "Заря Немана" из-за приписывания тому антисемитизма, глава государства обещал быть "предельно жестким" к выдвиженцам от этой политической силы и сдирал три шкуры с рекомендованных в министры.
Никакой необходимости в публичной порке не было. В партии и в окружении премьера, социал-демократа Гинтаутаса Палуцкаса, к ней готовились загодя, скандала не вышло, но Науседа формально-таки продемонстрировал, кто в доме хозяин.
От демарша стране ни тепло, ни холодно. Нечто подобное, будучи президентом, вытворяла Даля Грибаускайте, отметая в свое время кандидатов в министры без всякого мотива. Поликарповна в те дни напоминала Агафью Тихоновну из гоголевской "Женитьбы":
"Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда..."
Нынешний лидер повторил опыт "Янтарной леди" с той разницей, что не планировал быть парой для сватавшихся к нему мужчин. Уже бывшая премьер-министр, консерваторша Ингрида Шимоните по сему поводу заметила:
"Оценивая кабинет Палуцкаса, Науседа назвал его более дееспособным по сравнению с правительством Шимоните. Я не удивлена – президент стал четвертым партнером новой коалиции. Нет необходимости специфически комментировать созданную архитектуру. Парламентские выборы были особенными еще и тем, что впервые активно участвовал в избирательной кампании глава государства. Который, согласно Конституции, должен, по крайней мере, стараться быть одинаково справедливым ко всем".
Президент, конечно, не был одинаково справедлив к согражданам и политическим движениям. На то у него личный интерес. Не станем воровать у читателей время на перечисление членов нового литовского кабинета, но о двух наиболее любопытных расскажем.
Будет так, как скажет Науседа
Согласно последней версии, литовский президент оценивал не только квалификацию кандидата, но и его взгляды на будущее, чтобы человек четко знал, чего он намерен добиться.
К чему обязан в свете сказанного стремиться премьер Палуцкас? Его ответ:
"Цель правительства – вернуть государство на путь гармоничного и устойчивого развития, заботиться о нем как об общем благе всех граждан. Наша программа – это программа большого государства, а у большого государства – большое сердце, в котором заключена вся забота и эмпатия, нужные людям".
По мнению премьер-министра, придется работать в "сложной геополитической ситуации", с углублением климатического кризиса, непредсказуемым развитием искусственного интеллекта, безудержным ростом влияния крупных глобальных компаний, угрозой распространения болезней и постоянным ростом стоимости жизни. При этом соцдем обещает изменить политическую культуру, обеспечив "уважительное общение между ведомствами, стремление к диалогу и компромиссу".
Понятно, что это все болтовня. Если детальнее, автору текста нечем порадовать россиян. Новое левоцентристское правительство будет проводить "предсказуемую" внешнюю политику, обеспечивать защиту населения от внешних угроз и всячески поддерживать Украину. То есть останется жестко антироссийским, как и все предыдущие кабмины начиная с 2012 года.
На оборону планируют тратить не менее 3,5% валового внутреннего продукта. Размещение немецкой мотопехотной бригады на постоянной основе ожидается в 2027 году. Особое внимание уделят "комплектованию, снабжению, накоплению запаса вооружения и боеприпасов, подготовке и взаимодействию с союзниками, созданию национальной дивизии".
"Будем поддерживать Украину – до победы и после нее. Предоставим Киеву все виды поддержки, чтобы быстрее добиться его членства в ЕС и НАТО, – написано в правительственной программе. – Поскольку геополитическая ситуация продолжает ухудшаться, будем и дальше расширять военную поддержку Украины, стремясь к тому, чтобы она составила не менее 0,25% ВВП".
Два последних абзаца уже стоят отдельным пунктом в повестке дня. Назначенный министром иностранных дел экс-разведчик Кястутис Будрис (дослужился до полковника, был заместителем директора Департамента госбезопасности) заявил, что планирует посетить Украину с первым визитом. Глава МИД хочет дать понять Киеву и странам-членам ЕС/НАТО – Литва продолжит выполнять свои обязательства.
"На Украине решается архитектура всей Европы и, возможно, мира. Литва беспрепятственно поддерживает устойчивые гарантии безопасности Украине".
"Мужчина при безупречной прическе", как уже прозвали Будриса, проявляет небывалую активность. Например, считает, что Европейский союз должен участвовать в стабилизации ситуации в Сирии, поскольку "не может быть уверенности, что все стабилизируется и пойдет мирным путем".
При этом без обвинений в адрес Москвы не могло обойтись и не обошлось: Асад, по словам Будриса, держался "только благодаря поддержке Ирана и России. Придется сделать так, чтобы минувшие события послужили сигналом для других режимов, поддерживаемых Кремлем". О Тегеране уже забыто, суть не в нем.
Позиция Будриса – это позиция Науседы. Позиция всего кабмина, включая премьера – тоже позиция Науседы. Впору говорить, что он стал главным звеном в правительстве, а союзники по коалиции, соцдемы, демократы вместе с антисемитами из "Зари Немана" задвинуты на второй и третий планы.
Повторим вслед за Шимоните: ближайший год покажет, что стоит такой "направленец", как президент.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.