Табу нарушено: в Литве заговорили об узниках совести

© Sputnik

Слова литовского евродепутата вызвали балтийской республике политическую бурю: в адрес томящегося за решеткой социалиста Альгирдаса Палецкиса впервые прозвучало не "российский шпион", а "политзаключенный".

Политика и публициста Альгирдаса Палецкиса, осужденного за "подготовку шпионажа в пользу России", назвали политическим заключенным.

Истинный статус Палецкиса публично обозначил Витянис-Повилас Андрюкайтис – евродепутат от балтийской республики и почетный председатель Социал-демократической партии Литвы. Он единомышленник и сподвижник покойного создателя СДПЛ, президента Альгирдаса Миколаса Бразаускаса, человек с колоссальным жизненным опытом. Родился за Полярным кругом в семье ссыльных.

Сегодня этот авторитетный политик признает: будь на то его воля, он отменил бы те поправки к Уголовному кодексу, по которым Палецкис сейчас сидит в тюрьме.

"Он является политическим заключенным. Он абсолютно ничем не опасен".

Два предложения из уст Андрюкайтиса породили в Литве политическое землетрясение.

"Шпионское дело" без шпионажа

Альгирдас Палецкис – дипломат, бывший вице-мэр литовской столицы (2007–2008), депутат Сейма (2004–2007), бывший лидер партии "Социалистический народный фронт". По официальной версии Генеральной прокуратуры, он осужден на шесть лет лишения свободы "за подготовку к шпионажу в пользу России". Сейчас отбывает наказание в Каунасской тюрьме.

"Шпионское дело" Палецкиса в правовом смысле уникально – аналогов в Европе не имеет. Прокуроры обвинили его "в создании законспирированной широкой шпионской сети", в сборе информации, представляющей интерес для российской разведки. Якобы Москва поручила собирать данные о следователях и судьях, работавших с документами по так называемому "делу 13 января", а также по другим делам, связанным с "агрессией России против Литвы в 1990–1991 годах".

Как заявило обвинение в ходе судебного разбирательства, у подсудимого "богатое криминальное прошлое" в контексте антигосударственной деятельности. В 2012 году главу "Фронта" признали "виновным в отрицании советской агрессии" и осудили за отрицание преступлений Советского Союза во время событий 13 января 1991 года.

На основании лично собранных материалов для книги антифашист пришел к выводу и заявил в национальном радиоэфире, что "в тот день у вильнюсской телебашни свои стреляли в своих". По его мнению, ответственность за гибель невинных людей лежит не на военнослужащих Советской армии, не на сотрудниках КГБ СССР, а на специально обученных литовских боевиках-националистах.

В последующие годы эти слова косвенно подтверждались организаторами кровавых событий, в том числе лидером боевиков "Саюдиса", первым военным министром независимой Литвы Аудрюсом Буткявичюсом.

Палецкис также был приговорен к трем месяцам заключения по делу о клевете – за "принижение значения и роли" нацистского бандформирования "лесных братьев" (в судебных документах они именуются партизанами) "в борьбе за независимость литовского государства".

Узник совести является одним из основателей "Международного форума добрососедства". Своей активностью в народной дипломатии и попытками наладить добрососедские отношения с Минском и Москвой он настолько взбаламутил вильнюсское политическое болото, что "Форум" был ликвидирован судом за "деятельность против Литвы".

Чтобы надолго избавиться от политика, литовские спецслужбы и полиция, по мнению ряда наблюдателей, сфабриковали против него дело о шпионаже, выставив Палецкиса резидентом подпольной сети. Никаких ее следов сыщиками найдено не было.

Лидеры СДПЛ подставились

Какой оказалась реакция соратников Андрюкайтиса? Надо сказать, весьма неоднозначной. Как заявила парламентарий Оринта Лейпуте, каждый решает сам.

Консерваторы во главе с Лауринасом Касчюнасом – известным националистом – требовали от соцдемов публичного отречения от слов авторитетного Андрюкайтиса, однако этот грубый наезд потерпел фиаско.

Зато премьера Ингу Ругинене от заявления Витяниса-Повиласа явно перекосило.

"Даже не хочу комментировать, – такой была ее первая реакция. – Такие оценки неприемлемы в демократическом государстве. Если мы начнем разбрасываться ими, то чем Литва отличается от Венесуэлы с ее миллионами эмигрантов-оппозиционеров или от Белоруссии с ее тысячами незаконно осужденных борцов против режима Александра Лукашенко? Мне кажется, ничем".

Еще интереснее оказалась следующая мысль главы правительства: "Если мы все еще думаем, что в демократической стране, стране Евросоюза, стране – члене НАТО есть политические заключенные там, где есть внятное дело и внятные его материалы, то тогда даже не знаю, к чему мы идем".

Ругинене в большинстве государственных дел явно "не в курсе" – так же, как "не в курсе" игр спецслужб вокруг Палецкиса. Дела, по сути, нет, улик нет, убедительных свидетелей шпионской работы нет. Судебный процесс, по мнению критиков, был организован властью с единственной целью – заткнуть рот политику левого толка.

Странно отреагировал на случившееся и действующий лидер соцдемов Миндаугас Синкявичюс: "Оснований для каких-либо дискуссий о статусе осужденного за подготовку к шпионажу в пользу России нет. Это лицо, которое решением литовского суда признано виновным и в настоящее время отбывает законно назначенное наказание. В Литовской Республике никогда не было и нет политических заключенных. Есть преступники, помогавшие враждебному государству наносить ущерб своей стране".

Думается, лидеры левой партии выбрали не лучшую поведенческую модель. В пользу этой точки зрения свидетельствует огромное количество критических комментариев, адресованных Синкявичюсу и Ругинене в социальных сетях. Что характерно, Андрюкайтису тоже достается, но не от рядовых граждан, а исключительно от политических противников.

Консерваторы из "Союза Отечества" говорят об "опасности таких заявлений для интересов государственной безопасности". Бывший премьер Ингрида Шимоните весьма некорректно высказалась в адрес почетного председателя СДПЛ: "Какой почет – такой и председатель".

Процесс только начинается

Как бы там ни было, что сказано – то сказано. Какими окажутся последствия, угадать сложно. Лучше дождаться развития событий. Однако один сценарий уже появился – настолько неожиданный, что пока в голове не укладывается и напрямую не увязывается с судьбой Альгирдаса Палецкиса.

В интервью национальному радио бывший министр иностранных дел Литвы (2008–2010) Вигаудас Ушацкас заявил: "Стратегией национальной безопасности" Белый дом определил новые правила геополитической игры. Веет перспективой перезагрузки отношений Запада с Россией. Дональд Трамп силой заставит литовское руководство примириться с Москвой и Минском".

Совершенно не исключено, что Андрюкайтис, обладающий крепкими связями с влиятельными игроками, в нужный для себя и СДПЛ момент сделал неожиданный сильный ход – непонятный обитателям вильнюсского политического Олимпа в силу их некомпетентности и неспособности к аналитике и прогнозированию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.