Хашим Тачи как олицетворение гибкой нравственности Брюсселя

© AFP 2024/ ARMEND NIMANI

На протяжении многих лет лидеры косовских албанцев, давно известные как убийцы и бандиты, вполне устраивали Евросоюз в роли борцов за независимость и демократию.

Бывший президент Косово Хашим Тачи наконец предстанет перед судом в Гааге по обвинениям в многочисленных преступлениях, совершенных во время и после гражданской войны в конце 1990-х годов.

Тачи и другие лидеры Армии освобождения Косова более двух десятков лет, прошедших после завершения военных действий, оставались на свободе и занимали высокие должности в самопровозглашенной республике, участвовали в международных встречах с известными европейскими политиками. Хотя в европейских столицах отлично знали, что имеют дело с убийцами и насильниками, их поддерживали и продвигали в противовес строптивой Сербии.

Теперь уже бывший президент Косова Хашим Тачи был хорошо известен в Европе и неоднократно участвовал в официальных встречах на уровне глав европейских правительств и государств, включая и некоторые саммиты Евросоюза. И хотя многие европейские лидеры старательно и, как им казалось, почти незаметно уклонялись от пожимания руки Хашима Тачи, он все же выглядел в глазах сторонних наблюдателей своим в среде политической элиты альянса. А некоторые ее представители не брезгали и объятиями при совместном фотографировании, наверняка зная, что рядом стоит бывший лидер албанских косоваров из так называемой Армии освобождения Косова, подозреваемый и уже обвинявшийся в многочисленных преступлениях.

Албанские повстанцы в конце 1990-х годов воевали с сербской армией, требуя независимости края, но одновременно, как сообщалось, совершая пытки, похищения, насилие и массовые убийства мирного сербского населения.

Бывший прокурор международного суда ООН и вплоть до 2008 года главный обвинитель Гаагского Международного трибунала ООН по бывшей Югославии, известный швейцарский юрист Карла дель Понто еще тогда утверждала, что следствие располагает доказательствами и свидетелями не только этих преступлений, но того, что Хашим Тачи организовывал похищения людей для изъятия у них органов и налаживал контакты с клиниками в Европе и перевозку человеческих органов.

О том же писал в своем докладе, опубликованном в 2010 году на сайте Совета Европы, политик и юрист Дик Марти, называвший Тачи главой "криминальной группы косовских албанцев, которые занимаются контрабандой оружия, наркотиков и человеческих органов". Но всем этим разоблачениям так и не был дан ход, свидетели погибали или отказывались от своих показаний. А главное, как писала сама дель Понте, возбуждению дел мешали неназванные ею высокопоставленные европейские и американские политики.

Долгая история благополучия и политической карьеры Хашима Тачи и его "сподвижников" по борьбе за независимость, а заодно и по криминальной деятельности – бывших спикеров парламента Кадри Весели и Якупа Красничи, и одного из албанских полевых командиров Реджепа Селими – стало свидетельством "гибкости" моральных принципов и избирательного стремления Евросоюза к справедливости, к достижению, так сказать, равенства всех перед законом.

Убийца, бандит и насильник оставался главой Республики Косово, признанной независимой большинством европейских государств, включая и страны Балтии, до тех пор, пока был удобен и нужен. И пока европейские обыватели не подзабыли, что именно этих преступников поддержали их правительства, когда в большинстве своем выступили за то, чтобы оторвать от Сербии кусок ее исторических земель с тысячелетними православными храмами. Сожженными и разрушенными албанцами-косоварами в большом количестве.

"Он, конечно же, сукин сын, но это наш сукин сын"

Времена изменились, Брюссель задался целью "затащить" балканские страны в Евросоюз, но серьезным препятствием тому стала напряженность в отношениях между ключевой и крайне необходимой альянсу страной региона, Сербией, и Косово, а также Албанией.

Вполне вероятно, что "принесение в жертву" до тех пор оберегаемых от судебного преследования экс-лидеров албанцев-косоваров было сочтено необходимой и своевременной мерой "ублаготворения" Белграда и снижения напряженности в регионе. Кроме того, ряд европейских государств, включая Испанию, до сих пор не признали независимость Косово и эту проблему Брюсселю также необходимо как-то урегулировать.

И вот в 2020 году прокуратура специального суда по преступлениям в Косове сообщила, что подготовила обвинение против Хашима Тачи и трех его "сподвижников" в совершении "преступлений против человечности и военных преступлений, включая убийство, насильственное исчезновение людей, преследование и пытки".

В том же году президенту Тачи было предъявлено официальное обвинение, что нашло официальную поддержку и одобрение в Брюсселе. Хотя немногим ранее в том же году глава внешнеполитического ведомства альянса Жозеп Боррель нанес визит в Косово и встретился там с президентом Тачи.

Не побрезговал пожать руку бандиту и убийце, уже в силу своего высокого положения зная, вероятно, что специальный суд готовит обвинение против его партнера по переговорам. Осенью того же года ушедший в отставку президент Тачи был взят под стражу в Гааге, будучи, наверное, уверенным, что все обвинения против него рассыплются, как это уже случалось ранее.

И у него, возможно, есть для этого основания, если судить по демонстрациям протеста, многочисленным публикациям в европейских средствах массовой информации, в которых высказывается возмущение якобы допущенной по отношению к "борцам за независимость" несправедливостью, необоснованностью обвинений и тем, что "сербы совершили намного больше преступлений".

Накануне суда по всему Косову можно было увидеть рекламные щиты с фотографиями Тачи и экс-спикера парламента Кадри Весели с надписью "Герои войны и мира". Косово приняло закон о выплате адвокатам – как косовским, так и иностранным – за защиту Тачи и его соратников, и на данный момент в специально созданный для этого фонд уже внесено, как сообщается, около 16 млн евро. Кто-то тратит немало сил, средств и влияния, чтобы не допустить осуждения Тачи, Весели, Красничи и Селими, не признавших себя виновными. Стартовавший в первых числах апреля суд над ними продлится годы, предстоит заслушать три сотни свидетелей и нанятую защитой армию адвокатов.

"Этот человек жертвовал собой все эти годы, и, надеюсь, мы сможем показать это в зале суда и показать, что он был честным, правдивым человеком, и добиться его оправдания", – заявил журналистам американский адвокат из команды защиты Грегори Кехо. Возможно, больше подошло бы высказывание, которое приписывают Франклину Рузвельту, заявившему по поводу одного латиноамериканского диктатора: "Он, конечно же, сукин сын, но это наш сукин сын".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.