Принципиально разные подходы. Как Россия и Прибалтика взаимодействуют с КНР

© AP Photo/ Andy Wong

Пекин готов дать миру новые возможности на основе достижений в своей модернизации, говорится в обращении председателя КНР. Что это значит для России и Прибалтики?

Сегодня, 21 апреля, глава МИД КНР Цинь Ган на открытии форума "Ланьтин" в Шанхае зачитал обращение главы Китая Си Цзиньпина. В нем указано, что Пекин готов совместно с другими странами работать над предоставлением миру новых возможностей на основе достижений в китайской модели модернизации.

Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, эксперт по Китаю Андрей Карнеев объяснил Baltnews, чем отличаются подходы России и стран Балтии к возможности прибегнуть к помощи Китая.

"Для России опыт Китая очень актуален. Наши страны в прошлом относились к социалистическим, реализовывали плановую экономику. И в СССР, и в КНР начались реформы. В чем-то Пекин их реализовал более успешно. От положения достаточно отсталой страны совершен скачок к нынешнему положению второй экономики мира и лидера по целому ряду направлений научно-технического прогресса. Многие сферы высоких технологий в Китае развиты не хуже, чем во многих странах Запада", – отметил он.  

Этот опыт модернизации для широкого круга стран актуален, в том числе для России, которая тоже ищет соответствующие инструменты. Опыт Китая важен, что он не опирался исключительно на поддержку МВФ или Всемирного банка. Сам искал наиболее подходящие к китайским условиям пути, варианты, средства модернизации. Это опыт самостоятельного развития, в отличие от некоторых стран Восточной Европы, которые фактически являются марионетками некоторых западных советников, продолжил Карнеев.

Китай сам находится в поиске, иногда в трудном. Практика продемонстрировала, что он оказался успешным. Для России это заслуживает внимательного отношения и изучения, заметил собеседник Baltnews.

Стоит отметить, что не все страны готовы прислушиваться и брать на заметку те схемы, которые использовал Китай. В частности, недавно в Литве заявили, что Европа оказалась в слишком большой экономической зависимости от Пекина, поэтому производство оттуда нужно переносить в ЕС.

Кроме того, Вильнюс установил дипломатические отношения с Тайванем, который Пекин считает своей территорией. А осенью 2021 года в Литве открыли представительно острова. На что сразу отреагировал Китай, снизив уровень дипломатических отношений, а также заблокировал экспорт и импорт из Литвы.

"Прибалтика сделала ставку на более тесное сотрудничество с США. Сегодня мы наблюдаем непростой период в китайско-американских отношениях, когда Вашингтон по своим соображениям стратегического соперничества блокирует многие виды контактов. Он старается сдержать развитие Китая. Страны Балтии в этом смысле пока за деревьями леса не видят. Конечно, это их дело. Мы не вправе им указывать. Односторонняя политика Прибалтики – фактически выполнять все, что говорит старший брат, – обуславливает ее позицию", – констатировал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Такой курс не очень полезен для самих стран Балтии. Но, возможно, полезен для карьеры тех или иных политиков, которые ее проводят, резюмировал Андрей Карнеев.