В среду вечером, 21 июня, эстонские СМИ обнародовали информацию об экономике ближайшего соседа – Швеции – в свете взаимных трудностей. По словам главного экономиста Swedbank Тыну Мертсины, экономика Швеции находится не в лучшем состоянии – на этой неделе курс шведской кроны по отношению к евро упал до рекордно низкого уровня. Такая ситуация невыгодна эстонским компаниям, экспортирующим продукцию в Швецию, и заставляет их искать новые рынки.
По словам Мертсины, в шведской экономике существуют большие риски, связанные с ростом процентных ставок, и инвесторы стали осторожнее относиться к шведской кроне: "Хотя в прошлом шведская крона рассматривалась как безопасная валюта, сейчас она ослабевает".
Что же касается дел торговых, то проблема не столько в курсе слабой шведской кроны – более 90% трансграничных сделок совершается в евро. На эстонский экспорт влияет больше шведский спрос – он снизился в текущем году, особенно в секторах недвижимости и строительства.
Так, примером может служить эстонская компания Greentec – производитель модульных и сборных зданий, основной рынок которой находится в Скандинавии. По данным компании, именно туда в последние годы экспортировалось 90% продукции. Руководитель предприятия Ахто Йоост считает, что проблема носит более долгосрочный характер, так как "потеря конкурентоспособности на шведском рынке ощущалась уже на протяжении года, но теперь она усугубилась".
"Одно дело – обменный курс шведской кроны, другое – уровень инфляции. В Эстонии она была намного быстрее, и если в какой-то момент наши изделия были примерно на 10–15% дешевле шведских, то сейчас, из-за влияния кроны и разницы в инфляции, наша конкурентоспособность значительно снизилась. Сейчас наши товары, по сути, дороже шведских местных продуктов", – пояснил Йоост.
Можно, конечно, "пересмотреть портфель продуктов и переосмыслить концепцию обычных изделий, которые продавались на рынке, или придать им дополнительную ценность помимо более низкой цены", но, по словам Йооста, "это довольно сложно": "Возможно, следует найти другую целевую группу. Пока это были коммерческие клиенты и сегмент промышленных модулей – тепляки и другие временные вспомогательные помещения. Может быть, мы зададим направление для поиска других областей и рынков, которым можно предложить нашу продукцию".
По словам Ало Тамме, генерального директора предприятия Harmet, крупнейшего в Эстонии производителя деревянных домов, "в Швеции есть свой внутренний спрос, их производители находятся в выгодном положении, и шведы покупают отечественную продукцию, а не зарубежную".
Если еще недавно 70% продукции Harmet шло в Швецию, то сейчас "там довольно сложное положение, и компания Harmet начала искать новые рынки в Центральной Европе, такие как Нидерланды и Германия".
При этом эстонские компании были вынуждены частично сократить свои производственные мощности – работы стало меньше и, как следствие, зарплаты и рабочие часы сократились. Ахто Йоост подчеркнул, что "предприниматели пытаются бороться за то, чтобы удержаться на плаву". Именно его компанию частично выручают другие рынки, так как она действует также в Финляндии и Норвегии.
Относительно ближайшего будущего шведской кроны Тыну Мертсина сказал, что "ее обменный курс будет зависеть от состояния шведской экономики и от того, как центральный банк Швеции будет повышать процентные ставки". По словам экономиста, "рынки уже учитывают ослабление кроны в ближайшем будущем, но в более долгосрочной перспективе она должна снова начать укрепляться". Вот только когда ждать этого укрепления, прогнозист, естественно, сказать не смог.