Санкции, которые стали любимым и самым часто используемым оружием стран Запада, должны были оставлять в изоляции государства, против которых их направлены. Однако сегодня эта схема уже работает не так, как задумывали в США. На деле получается, что косвенные признаки изоляции есть не только у России или Ирана, но и у стран Евросоюза.
Отрезав себя от сотрудничеств с РФ, ЕС не только лишился дешевых энергоносителей, удобрений и других товаров, но и серьезно подорвал собственную экономику. Такая необдуманная политика привела к тому, что некоторые иностранные инвесторы начали сторониться Евросоюза. Например, Китай серьезно сокращает свои инвестиции в западные страны.
Насколько это болезненно для государств Евросоюза и не загонит ли Брюссель себя в экономическую изоляцию, продолжая текущую экономическую политику?
Мы против Китая! Но не против китайских денег…
В немецком издании Deutsche Wirtschafts Nachrichten появилась пугающая статья о том, что китайские инвесторы все меньше вкладывают денег в западные государства. Отмечается, что их отпугивают большие расходы на электроэнергию, ограничения, которые накладывает Брюссель, а также растущая синофобия (презрение ко всему китайскому).
Насколько болезненной будет такая потеря для стран Евросоюза? Конечно, не смертельной для экономики, но все же существенной. Напомним, в 2016 году Китай направил около $200 млрд на инвестиции за рубеж. Сумма более чем существенная даже для европейских и американских компаний. Но уже к 2022 году этот показатель сократился на 25% по сравнению с 2016 годом и на 18% в годовом выражении, достигнув отметки в $146,5 млрд.
Ранее китайские инвесторы активно инвестировали в недвижимость и производство в ЕС. Теперь, когда страны Евросоюза уже недополучают эти деньги, а в будущем рискуют и вовсе их лишиться, стоит приготовиться к последствиям: сокращению числа рабочих мест; снижению объема капитала, к которому могут обратиться предприниматели.
Но не стоит думать, что китайские инвесторы снижают свои инвестиции равномерно по всему миру. Как отмечает The Wall Street Journal, сокращая денежные вливания в Запад, КНР наращивает инвестиции в государства Юга.
Отчасти это политическое, а не экономическое решение. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. На деле же в развивающиеся страны сегодня вкладывать даже выгоднее, чем в государства Евросоюза, которые страдают от энергетического, экономического и банковского кризисов. А еще немаловажную роль играет растущая на Западе синофобия. Ее раздувают так же активно, как ранее раздували русофобию.
Нетерпимость к Китаю проявляется во многих политических решениях. Например, США собираются ограничить возможность инвестирования в компании КНР, которые связаны с высокотехнологическим и военным сектором. Было бы странно, если бы китайские инвесторы не ответили тем же.
Как отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая, фрагментация и рост протекционизма в мировой экономике сильнее всего сказываются на направлениях потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) КНР.
Снижение ПИИ Китая в США и ЕС выглядит логично. Особенно на фоне того, что западные страны ограничивают как инвестиции своих компаний в КНР (в секторах, чувствительных для национальной безопасности), так и инвестиции из Поднебесной.
Еще в 2017 году Еврокомиссия требовала расширения полномочий в сфере контроля за M&A, обосновывая это необходимостью защитить свой технологический сектор от утечки технологий в Китай. В США также отслеживаются сделки с иностранными инвесторами с этой точки зрения.
"Между тем, на европейском рынке инвестиции китайских компаний в последние годы явно фокусируются в двух секторах – потребительском и автомобильном (заводы производства аккумуляторов для электромобилей). На них в последние два года приходилось около две трети объема инвестиций Китая в Европу", – сказала эксперт в беседе с Baltnews.
"Что касается стран Юга, действительно, Китай наращивает инвестиции в страны ЮВА, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Это расширение имеет для Китая и политическое, и экономическое значение (ресурсная база, перенос части производственных цепочек в страны с дешевой рабочей силой)", – добавила она.
Экономическая изоляция на горизонте
В целом, Европа и США проводят целенаправленную политику "по сокращению китайского влияния". На деле это очередная попытка сохранить американскую гегемонию, которая рушится в современном многополярном мире. В результате Запад сам загоняет себя в изоляцию, так как от него отворачивается не только Китай, но и множество стран Азии и "глобального Юга".
Инвестиции в страны ЕС сегодня стали слишком рискованным мероприятием. Конечно, некоторые готовы мириться с повышенными рисками, но большинство вкладчиков уходит из этого еще недавно благодатного региона. И статистика только подтверждает тот факт, что Европа, которая, следуя приказам ЕС, пыталась полностью изолировать Россию, вскоре сама может оказаться в изоляции.
Еще в июле агентство Bloomberg со ссылкой на данные Bank of America сообщило, что с начала 2023 года инвесторы забрали $27 млрд из европейских фондов. Причем эта тенденция набирает обороты. Только за одну неделю июля акционерный фонд ЕС лишился $4,6 млрд! Инвесторы больше не считают ЕС привлекательным для вложений местом и отдают предпочтение США. К сожалению для Старого света, американскую гегемонию можно поддерживать не только за счет сокращения китайского влияния, но и за счет европейского тоже.
Брюсселю стоило бы задуматься о перспективах еще в 2022 году, когда такие гиганты как BlackRock и Amundi заявили о сокращении доли акций в Европе. Но вместо того, чтобы сделать выводы и пытаться удержать хотя бы тех инвесторов, которые еще остались, в ЕС планомерно ухудшали отношения с Китаем.
Как отметил в беседе с Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин, сегодня происходит изменение глобального экономического рынка от системы американских накоплений в сторону Востока. Ранее представители бизнеса ориентировались исключительно на рынки США и Европы. Сегодня же активно набирает обороты БРИКС. Эта организация уже выходит на уровень G7, а в некоторых аспектах и превосходит ее. Если количества стран будет увеличиваться, то БРИКС станет более сильной организацией, чем западная коалиция.
"Китайские инвесторы наблюдают за этими изменениями и понимают, что им необязательно сбывать свою продукцию в Европе. Рынки сбыта можно найти и в Латинской Америке, в Африке, в средней и Центральной Азии. Учитывая охлаждения отношений между Китаем и западными странами, которые пытаются задавить КРН экономически и санкционно, Поднебесная понимает, что с Западом им не по пути. Поэтому постепенно Пекин находит альтернативные маршруты и другие рынки сбыта. Товарооборот с Россией у Китая вырос на 53% за текущий год. Идет углубление сотрудничества Китая в рамках Шанхайской организации, БРИКС", – рассказал эксперт и участник Изборского клуба.
Юрий Самонкин напомнил, что инвестиции Китая сегодня активно идут в Белоруссию, страны средней и центральной Азии, в другие государства, которые нуждаются в некой модернизации. А вот вложения в ЕС снижаются. Наблюдается стагнация европейских экономик, неразбериха внутри политических элит. При этом малый и средний бизнес Запада заинтересован в Китае. Но ЕС является заложником противостояния Запада с Востоком, и сделать представители бизнеса ничего не могут.
"В целом тренд на трансформацию экономического уклада продолжится – будет идти больше инвестиций на Восток, меньше на Запад. И таким образом темпы развития в Европе будут снижаться минимум до 2025 года. Отказ от доллара, переориентирование экономик, переход на национальные валюты, отказ от западной парадигмы и своеобразный экономический сепаратизм – тренды, которые присутствуют во многих центрах силы. При этом ЕС здесь выступает в роли позднего СССР со своей печальной экономической парадигмой", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.