Чем так примечательна и важна для ЕС далекая, бедная страна Руанда

© Sputnik / Рамиль Ситдиков

В декабре Евросоюз в очередной раз попытается решить на саммите, как ему быть с нарастающим потоком прибывающих нелегальных мигрантов и куда их всех девать.

Отношение европейцев к иммигрантам ухудшается, их недовольство миграционной политикой национальных правительств и Брюсселя растет по мере того, как сами они живут все беднее, лишаясь доходов из-за инфляции и безработицы.

Европейским лидерам приходится это учитывать накануне того, как они на декабрьском саммите в очередной раз попытаются договориться о реформе единой системы предоставления убежища прибывающим мигрантам. Проблема неуправляемого притока тысяч людей, стремящихся перебраться жить в благополучную Европу, остается одной из наиболее болезненных для Евросоюза.

С некоторых пор Руанда пользуется у некоторых европейских правительств повышенным вниманием, которого это крошечное по площади и по меркам Африки государство на востоке континента не испытывало с тех пор, когда в начале 1990-х годов один местный народ, хуту, при попустительстве Франции, державшей в стране солдат Иностранного легиона, принялся массово и с крайне жестокостью истреблять другой местный народ, тутси, обвинив их в убийстве президента (виновники его смерти так и не были найдены), а заодно и народность пигмеев тва, убив в общей сложности порядка полумиллиона человек.

Тутси в конченом счете все же победили, и с тех пор маленькой страной площадью почти в два раза меньше, чем Эстония, но населенной примерно 13 миллионами человек, уже 23 года бессменно управляет победитель хуту президент Поль Кагаме.

Наибольшую сложность для него, вероятнее всего, представляет собой задача прокорма слишком большого населения в слишком маленькой и бедной стране. Которую очень сложно даже с большой натяжкой подвести под европейские критерии демократии.

Но все это никак не помешало – даже помогло Лондону договорится каким-то образом (хотя в общем-то нетрудно догадаться, каким) с президентом Кагаме (по европейским критериям – авторитарным правителем, главой узурпировавшей власть автократии) о том, чтобы отправлять в "гостеприимную" Руанду прибывающих в островное королевство незаконных иммигрантов насовсем или на время рассмотрения их ходатайств о статусе беженцев.

Весной этого года Великобритания и Руанда подписали "обновленную версию" соглашения, согласно которому нелегально переплывшие пролив Ла-Манш мигранты могут быть депортированы в африканскую страну.

Брюссель не справляется, союзные страны решают проблему по своему усмотрению

Идея эта очень многим показалась совершенно дикой, но в силу нарастающего страха европейцев перед наплывом беженцев она не канула в лету наряду с другими не менее экстравагантными и явно противоречащими международному гуманитарному праву соображениями о том, как Европе избавляться от нежелательных иммигрантов. Авторами таких проектов, как правило, становятся правые политики, популярность которых растет в прямой зависимости от увеличения количества людей, желающих переселиться в благополучную Европу из очень неблагополучных стран Африки и Азии и по мере того, как снижается уровень жизни самих европейцев.

Более того, совсем недавно выяснилось что идея с Руандой понравилась и Австрии. Ее министр иностранных дел Герхард Карнер в первых числах ноября подписал с горячим сторонником "руандийского проекта", министром внутренних дел Великобритании Сью-Эллен Кассианой Браверман соглашение, которое предусматривает совместную практику депортации нелегальных мигрантов. Договаривалась ли Вена как-то с самой Руандой, осталось неясным.

Брюссель, ранее воздержавшийся от слишком громких комментариев насчет нарушения прав человека в адрес придуманного в Лондоне способа избавиться от "гостей", в случае с Австрией промолчать уже не мог и заявил, что ее "планы предоставить убежище в Руанде или любой третьей стране по соглашению с Великобританией невозможны в соответствии с законодательством Евросоюза".

"В настоящее время закон ЕС о предоставлении убежища применяется только к заявлениям, поданным на территории государства-члена, но не за его пределами", – заявил представитель Еврокомиссии. Ключевыми словами в этом заявлении, вероятно, следует считать "в настоящее время", так как готовящаяся реформа миграционного законодательства альянса вполне может сделать практику отправки иммигрантов куда подальше вполне приемлемой.

Италия также смогла преподнести пытающемуся взять на себя решение иммиграционной проблемы Брюсселю сюрприз, в обход него договорившись с Албанией о создании там на средства Рима центров "обработки лиц, спасенных в Средиземное море итальянскими судами и ищущих убежища".

В море перехватываются (или тонут) тысячи беженцев, пытающихся с помощью контрабандистов на лодках добраться до Европы. В теории, итальянские пограничники должны их спасать и доставлять в свою страну, а на практике они зачастую, если есть такая возможность, выпроваживают лодки обратно к берегам Туниса и Алжира.

Теперь с подачи правительства Италии пограничная служба получит право доставлять людей в Албанию. Что также не вызвало одобрения Брюсселя, но его реакция и успехи на поприще предотвращения нелегальной миграции все меньше устраивают европейские столицы. Они пытаются сами как-то ограничить приток "чужаков", считая, что Евросоюз с этим не справляется.

Количество нелегалов растет, а возможности Евросоюза их принять сокращаются

Союзные государства настойчиво требуют от Брюсселя решить наконец проблему нелегальных иммигрантов, но они решительно отстаивают несовместимые друг с другом варианты решений. Страны юга альянса, на которые приходится основная масса прибывающих соискателей статуса беженцев, видят выход в том, чтобы союзники в обязательном порядке забирали часть мигрантов себе, тратились на их обустройство, выяснение наличия или отсутствия оснований для предоставления видов на жительство как беженцам (общеевропейское законодательство и приверженность правам человека не позволяют оставлять прошения без рассмотрения и просто выпроваживать "гостей" восвояси).

В каком-то смысле для прибалтийских республик крайне чувствительная для Западной Европы проблема реформы процедуры приема и распределения иммигрантов, как легальных, так и прибывших, так сказать, без приглашения, но также желающих получить статус беженцев, решается просто – на берегах Балтики никаких мигрантов видеть не хотят, ни тех, ни других.

Потому, уступая давлению Брюсселя, соглашаются лишь на проявление некой солидарности – в виде выплат посильных сумм за каждого непринятого человека и оказания помощи специалистами – с теми союзными странами, куда и прибывают основной поток иммигрантов. И на этой своей позиции прибалты, традиционно подверженные ксенофобии, стоят твердо, поддерживая тех союзников повлиятельнее, что выдвигают подходящие варианты решения проблемы.

Вновь нарастающей, кстати говоря, проблемы, так как количество нелегалов продолжает увеличиваться, хотя пока оно далеко от тех полутора миллионов человек, что буквально захлестнули юг Европы в 2015 году, вызвав политический кризис и приведя к власти в ряде стран альянса правые, националистические силы.

Заодно поставив Брюссель перед необходимостью пересмотреть имевшиеся соглашения о том, кто, где и как должен принимать нелегальных иммигрантов и в каком порядке рассматривать их ходатайства о предоставлении статуса беженца. Также, что немаловажно, должны ли союзники помогать принимающей стране и в каком виде.

За последние годы Брюссель постарался заключить с некоторыми североафриканскими государствами соглашения, в соответствии с которыми те за очень приличные деньги сдерживают и останавливают потоки иммигрантов, движущиеся через их земли на север, к Средиземному морю в "объятия" переправляющих людей в Европу контрабандистов.

Складывается впечатление, что Евросоюз пытается вычерпать море ведром. Невозможно остановить потоки людей, бегущих от засухи, голода и лишений, от войн и перенаселения в те регионы мира, где у них больше шансов выжить и получить хотя бы толику того благополучия, в котором, по их мнению, несправедливо живет так называемый "золотой миллиард».

Для того, чтобы урегулировать этот естественный процесс, необходимо, как давно уже говорят эксперты, добровольно поделиться своим благополучием, начав субсидировав ту же Африку в как можно больших масштабах, не пожалев сотни миллиардов евро.

Правда, другие эксперты говорят, что и это не остановит процесс слияния рас и трансформации человечества. Но это уже вопросы совсем иного масштаба и исторических перспектив, а пока перед Евросоюзом стоит задача попроще – надо к декабрьскому саммиту решить, что делать с нелегальной иммиграцией и кто за это будет платить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.