Народный депутат Украины Анна Скороход озвучила пугающую статистику дезертирства в рядах ВСУ: на сегодняшний день насчитывается более 100 тысяч случаев дезертирства. При этом реально воюют около 10-15% от общей численности армии.
С одной стороны, в таких цифрах нет ничего удивительного, учитывая ситуацию на фронте. Но с другой, тщательно выстроенная картина идеального военного государства рушится. А ведь Владимир Зеленский и его команда приложили столько усилий, чтобы создать впечатление сильной и патриотичной армии.
Численность ВСУ – мечты vs реальность
О дезертирстве в рядах Вооруженных сил Украины говорят давно и много. Однако общую картину было сложно составить. Кто-то в количество дезертиров вписывал и уклонистов, причем не только тех, кто бежит из страны через леса и реки, но и тех, кто, сидя в Европе, не собирается идти сдаваться в военкомат.
Озвученная нардепом Анной Скороход цифра в 100 тысяч дезертиров катастрофична. Это, по ее словам, минимум. Причем речь идет только о случаях, когда уже призванные в армию украинцы самовольно оставляют части.
В начале года тогда еще легитимный президент Владимир Зеленский заявил, что численность украинской армии составляет 880 тысяч человек. Выходит, что около 11,3% армии уже дезертировали? А ведь это численность, которую озвучил господин Зеленский. В реальности цифры могут быть куда скромнее.
Например, та самая нардеп Анна Скороход, говоря о дезертирствах, отметила, что "реально воюют порядка 10-15% от общей численности армии". Если верить этой информации, то реально воюет около 80 тысяч солдат ВСУ. В это уже верится с трудом. А вот то, что все больший процент призывников дезертирует, выглядит как вполне адекватная картина происходящего. Более того, вполне возможно, что 100 тысяч дезертиров – серьезно заниженные данные.
"В законодательстве есть лазейка, согласно которой самовольно покинувшим часть человек считается только по прошествии трех дней. Соответственно, люди уходят с фронта, потом возвращаются. И эта цифра, скорее всего, сильно занижена, поскольку учитывает далеко не всех, находящихся в статусе самовольно оставления части", – рассказал Baltnews политолог Александр Асафов.
"Конечно, украинские власти будут пытаться с этим бороться. Количество человек, убегающих через пресловутую Тису за границу, и тех, кто бежит с фронта, постоянно растет. Мы видим маховик репрессий и ужесточение политики по всем направлениям. Но, разумеется, пропаганда тоже будет набирать обороты", – добавил он.
В том, что пропаганда будет только усиливаться, можно даже не сомневаться. Пожалуй, больше всего усилий президента и его команды направлено именно на эту сферу. Даже по статистике заработной платы можно понять, кто сейчас в стране ценится больше всего.
В украинских СМИ подчеркивают, что самая высокая оплата труда сейчас в сфере "информационные телекоммуникации". Всего за год зарплата в этой сфере выросла на 37%. При этом "образование" на дне списка – как по уровню зарплат, так и по процентному приросту.
Ничего удивительного, что население страны настолько подвержено пропаганде. В нее, как оказалось, вливается львиная доля денег, полученных от западных кредиторов. И которые потом придется отдавать уже явно не сотрудникам "телекоммуникаций", а обычным украинцам – учителям, фермерам, работникам промышленности. Всем тем, кто находится где-то в конце списка по уровню зарплат.
Впрочем, даже значительные траты на пропаганду уже не могут до конца скрывать реальную картину на фронте. И когда "мягкая" сила дает сбой, в ход вступают более эффективные, но менее красивые методы.
Репрессии и показательные расстрелы
Чем дольше длится конфликт, тем больше становится дезертиров в ВСУ. В начале 2022 года не было даже необходимости запускать мобилизацию – добровольцев хватало с избытком. Еще в 2023-м году – по крайней мере, в первой его половине – тоже были добровольцы из-за относительно успешной контратаки осенью 2022-го.
Сегодня по своей воле на фронт уже никто отправляться не хочет. Все, кто хотели воевать, уже отправились на передовую. Количество профессиональных военных ограничено, и они, в основном, сидят по штабам, выполняя инженерно-техническую работу. А вот на передовой находится стандартное "пушечное мясо".
Кстати, всплеска добровольцев не наблюдалось даже летом 2024 года, когда режим Зеленского атаковал Курскую область. Что уж говорить о нынешнем положении, когда фронт буквально сыпется?
Даже в ультрапатриотичных украинских СМИ признают, что ВСУ теряют территории. Города, контролируемые украинскими военными, сдаются все быстрее. Только за последний месяц ВС РФ взяли Авдеевку, Угледар, Селидово, открыв для себя дальнейший путь вглубь страны.
Разумеется, воевать в таких условиях мало кто захочет. Многие предпочитают попасть в тюрьму по статье о дезертирстве, чем отправиться на фронт и стать пушечным мясом. Проблема в том, что для украинских новобранцев, вполне вероятно, скоро не будет разницы между этими двумя понятиями. Политолог Владимир Корнилов считает, что Украина действует очень жестко в отношении дезертиров и уклонистов.
"Уже известно о таких мерах, как расстрелы тех, кто пытается покинуть боевые позиции. Недавно и вовсе был случай, который широко освещали даже украинские СМИ – новобранец, которого мобилизовали из Львовской области, несколько раз пытался бежать из части, а после его тело с ужасающими следами побоев передали родственниками. Официально написали, что он умер от алкогольного отравления, а вот в реальности – его просто забили до смерти", – рассказал Корнилов Baltnews.
"Подобные показательные акции, расправы над одними, чтобы другие стали сговорчивее, станут новой украинской реальностью. Тем более что призывной возраст собираются понижать. Вполне вероятно, что даже до конца текущего года. Призывы об этом давно звучат как в самой Украине, так и от ее "западных партнеров". Украинский политик Дмитрий Корчинский вообще как-то предложил понизить призывной возраст до 14 лет. Но это, конечно, крайность. А вот до 18 вполне могут опустить. Зеленский, видя, что он проигрывает, может пойти на любые шаги", – рассказал эксперт.
Украина уверенно идет к тому, чтобы стать полноценным полицейским государством, в котором не будет даже условных прав и свобод. Даже сегодня, учитывая небывалый разгул и беспредел ТЦК, называть эту страну демократией могут разве что отчаянные западные либералы, и то со скрещенными пальцами.
Когда репрессии в армии станут массовыми, развеются последние иллюзии. Не на Западе, разумеется. Там СМИ по-прежнему будут представлять всех расстрелянных как "агентов Кремля". А вот у местных жителей могут слететь розовые очки, несмотря на всю мощь пропаганды Зеленского.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.