"Светофор" погас: что ждет Германию

© AP Photo/ Michael Kappeler

Крах правительства в Германии приводит к тому, что стране нужны досрочные выборы. Проблема в том, что у "Зеленых" с рейтингом все совсем плохо, как и у ХДС, но при этом объединяться с правыми в лице "АдГ" они точно не хотят.

Не успели западные обыватели отойти от новостей о победе Дональда Трампа на выборах в США, к которой в Европе готовились как к стихийному бедствию, как пришла новая беда. Распалась правящая коалиция Германии – неофициального локомотива ЕС.

Накануне, 7 ноября 2024 года, министр финансов ФРГ, лидер Свободно-демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер заявил, что официально уходит в отставку. Точнее, его "уволил" канцлер Олаф Шольц.

Это стало окончательным развалом светофорной коалиции (цвета партий, входящий в нее, как раз соответствовали – красные социал-демократы, желтые СвДП и "Зеленые").

История учит нас, что случаи, когда правительство в один момент перестает работать, ничем хорошим не заканчиваются. Так что же будет со страной, которая имеет крупнейшую экономику в Европе, пусть и уже побитую кризисами, а также негласное политическое лидерство в Евросоюзе?

Кто теперь у власти?

Правившая до недавнего времени коалиция Германии, располагала абсолютным большинством портфелей. СвДП обладало четырьмя портфелями в кабинете Шольца. Три из них удалось сохранить благодаря вовремя сориентировавшимся политикам.

Министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Фолькер Виссинг, министр образования Бетинна Штарк-Ватцингер и министр юстиции Марко Бушман вышли из СвДП, благодаря чему сохранили свои посты, просто уже во внепартийном статусе.

Однако этого, разумеется, мало. Представители СДПГ и "Зеленые" теперь в меньшинстве, и им придется заручиться поддержкой оппозиции – в частности, Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС).

Увы, до проведения досрочных выборов им придется согласовывать с оппозиционерами любой законопроект – в том числе новые поставки оружия на Украину. Разумеется, у них есть весомый стимул провести досрочные выборы как можно скорее.

По плану очередные парламентские выборы в Германии должны были состояться только через год – в сентябре 2025 года. Досрочные выборы в ФРГ могут быть инициированы после того, как канцлер поставит вопрос о доверии к правительству. После этого президент может распустить бундестаг и назначить новые выборы, которые должны пройти в течение 60 дней.

По сути, Германия может почти два месяца обходиться без стабильного правительства. Проблема в том, что Олаф Шольц назначил голосование по вотуму доверия на 15 января. И хотя его исход уже заранее известен, только после него можно будет назначать дату выборов. То есть собрать новую коалицию не получится даже за два месяца. Скорее всего, окончательно новое правительство будет сформировано в марте.

А ведь сам Олаф Шольц тоже досрочно покинет пост канцлера. По сути, власть в Германии теперь будет поделена между остатками светофорной коалиции и оппозицией. В CNN считают, что распад правящей коалиции, а также политическая неопределенность могут послужить укреплению позиций крайне правых в Германии, ведь население стремительно теряет веру в основные партии страны.

Но сможет ли этот переходный период до проведения досрочных выборов, повлиять на внешнюю политику страны? Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Владимир Корнилов, многое зависит от того, кто именно войдет в новую коалицию.

"Нет сомнений в том, что канцлером будет лидер от ХДС. Он, напомню, неоднократно делал резкие заявления по отношению к России. Он также высказывался по поводу происходящего на украинском фронте, требуя агрессивных действий против Москвы. Но он не сможет сам сформировать коалицию. ХДС придется брать в партнеры на вторые и третьи места другие партии, а пока что непонятно, кто это может быть.

Не надо думать, что у ХДС нет опыта, в том числе и во внешней политике. Но у партии тяжелые времена, в одиночку они не справятся. Судя по соцопросам, у них тяжелые перспективы с левыми. Чтобы получить большинство в правительстве и более-менее при этом соблюдать свою правую политику, им вообще хорошо бы с "Альтернативой для Германии" объединиться… но они любой союз, конечно, отрицают. Внешняя политика если и будет меняться, то корректироваться станет исключительно в зависимости от партий, которые придется брать в новую коалицию", – пояснил политолог.

"Козлов отпущения" нужно готовить заранее

Многие западные издания пишут о том, что немецкая правящая коалиция развалилась из-за того, что не смогла договориться о способах преодоления экономического кризиса, особенно на фоне избрания Дональда Трампа президентом США.

Например, "Би-би-си" напоминает, что победа республиканца будет означать сокращение поддержки Украины со стороны Вашингтона. А так как ФРГ занимает второе место после США по объему финансирования Киева, на плечи немцев ляжет непосильное бремя. Особенно с учетом того, что страна и так находится в состоянии экономической стагнации, если не сказать упадка.

При этом Шольц предложил для выхода из рецессии не затраты на Украину урезать, а ограничить расходы на электроэнергию для бизнеса. Ну, в его плане еще были такие пункты как принятие мер по сохранению рабочих мест и создание стимулов для привлечения инвестиций, но кто их считает? Эти пункты все равно не подкреплены ничем, кроме популизма.

Между тем помощь для Украины, по плану Шольца, должна быть увеличена в 2025 году на 3 млрд евро – до 15 млрд евро. Окончательные переговоры коалиции по этому вопросу должны были состояться 14 ноября.

Теперь не проголосуют. Впрочем, вопрос о том, что делать с Украиной – далеко не главный и не самый болезненный в немецком политическом сообществе.

Как отметил в комментарии для Baltnews вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов, большую роль сыграло не приближение и результат президентских выборов в США, а приближение выборов в самой Германии. К этому времени следует найти виновного в плачевном положении дел в экономике.

"Кто-то должен быть крайним, а поскольку "свободные демократы" – самый слабый партнер, на него постараются навесить всех собак. Хотя "Зеленые" на самом деле внесли гораздо больший вклад в разлад экономики Германии. Именно благодаря их инициативам значительная часть производства в стране стала нерентабельной. Их идея о том, что вся грязь должна быть перемещена в страны Третьего мира, а в Европе будет цветущий сад, не сработала. Этот самый сад оказался многим не по карману. 

Задушить слабого и назначить его крайним – это сейчас жесткие реалии для партий в коалиции, это банально вопрос выживания. Причем если СДПГ, скорее всего, все равно выживет, то вот у "Зеленых" большая проблема. После местных выборов в Бранденбурге стало ясно, что с рейтингами у них все очень плохо. Если так же дела пойдут и в западных землях ФРГ, то эта партия грозит вообще впасть в небытие и стать маргинальной", – объяснил эксперт.

По мнению Андрея Максимова, наиболее вероятный сценарий таков: правящая верхушка станет после выборов блоком ХДС и примкнувших к ним партий, причем далеко не факт, что среди них будет СДПГ. Впрочем, еще большой вопрос, не придется ли ХДС набирать к себе партии, которые традиционно проходят в бундестаг, но никогда не бывают в правительстве.

"Но это не значит, что у "Альтернативы для Германии" или у Сары Вагенкнехт будет прорыв. Последняя вообще гордо отказалась от коалиции, тем самым поставив под вопрос свое представительство в бундестаге, обозначив себя как категоричного противника ХДС.

При этом внешняя политика после выборов весной у Германии вряд ли кардинально изменится. Партиям в этой стране всегда нужно время, чтобы понять на практике бесперспективность силовых действий против России. Предыдущие политики поняли, что обломали зубы на такой внешней политике, что не надо было так поступать и вообще втягиваться в конфликт с Украиной.

Теперь уже даже если минимизировать конфликт, вернуться к прежним отношениям с РФ не получится, а все это больше удар не по Москве, а в итоге по самому же Берлину. У ХДС еще нет такого негативного опыта, они думают, что могут сломать Россию и любые действия по нормализации отношений – это якобы в интересах Москвы, а не Берлина", – пояснил Максимов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.