США душат ЕС: есть украинское зерно – будет и латиноамериканское

© AP Photo/ Matthieu Mirville

Протесты фермеров – это лишь вершина айсберга. Опасность для европейского бизнеса из-за нового договора с латиноамериканскими странами несет в себе риски и для других отраслей. Что еще хуже, политики этому не сопротивляются, а бенефициаром будут США.

Европейские фермеры вновь протестуют, причем довольно активно – и процесс набирает обороты. Так, 13 ноября прошли митинги на площади Шуман в Брюсселе напротив зданий Еврокомиссии и Совета ЕС. 17 ноября уже целые колонны французских фермеров на технике направились к трассе N118 (шоссе во Франции, идущее на Париж), туда же прибыли десятки профсоюзных активистов с флагами Национальной федерации профсоюзов фермеров (FNSEA).

Парой дней позже, 19 ноября, митингующие с сельхозтехникой развернули протестные акции в городах Германии. Аналогичные протесты наблюдались в Италии, Нидерландах, Испании, Польше. Дошло до того, что правительство во Франции вроде как даже готово (или красиво делает вид) пойти на попятную, по сути, частично выполнив требование фермеров.

И нет, на этот раз речь не идет об украинском зерне. Все дело в торговом соглашении Евросоюза со странами Латинской Америки.

Чего так боится европейское сельское хозяйство?

Когда уже два из трех шоссе на въезд в Париж были перекрыты тракторами недовольных фермеров, пригрозивших длительной блокадой, президент Пятой республики Эммануэль Макрон заявил, что не будет подписывать в существующем виде договор о свободной торговле с Южноамериканским общим рынком (Меркосур). Что же это за соглашение такое, что все европейские фермеры так быстро мобилизовались и начали протесты во многих странах ЕС?

Меркосур – это самое крупное торгово-экономическое объединение Южной Америки, куда входят Боливия, Аргентина, Уругвай, Бразилия и Парагвай. В сумме их территория занимает более 70% всей площади южноамериканского континента, население составляет 295 млн человек, а объем торговли этого объединения с мировым рынком – 533 млрд долл. Что важно, из этой суммы 56% – это именно экспорт

Не нужно обладать глубокими знаниями в мировой экономике, чтобы понимать – торговля с таким объединением-гигантом, да еще и с отменой пошлин, будет иметь далеко идущие последствия. Это огромный рынок сбыта, поскольку Латинская Америка в силу своего экономического развития вынуждена покупать огромный перечень товаров с добавленной стоимостью. Вместе с этим это еще и огромный поток сельхозпродукции и другого сырья, которое хлынет на рынки, если отменить пошлины и открыть им двери. Именно это и думали сделать в ЕС еще почти 20 лет назад.

В 2019 году подобная инициатива дошла до финального этапа, а ЕС с Меркосур даже подписали соответствующее соглашение. Однако сделка была заморожена. Официальная причина – увеличение масштабов вырубки амазонского леса при экс-президенте Бразилии Жаире Болсонару шло вразрез с позицией стран Евросоюза. Теперь же ее решили разморозить.

Это уже не украинское зерно, которое обанкротило многих фермеров в ЕС – здесь масштабы более серьезные. Себестоимость сельхозтехники, сырья и удобрений – и, как следствие, производство продуктов питания в Латинской Америке (в силу отсутствия жестких "зеленых" законов) намного ниже, чем у их европейских конкурентов. Разумеется, фермеры в Старом Свете бунтуют, поскольку они попросту не выдержат борьбы с такой лавиной дешевой продукции.

Впрочем, как отметил в комментарии для Baltnews научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Александр Арский, фермеров Европы не первый год лихорадит от решений Брюсселя. Однако при ограничении допуска российских удобрений на рынок Европы это напоминает уже не лихорадку, а конвульсии умирающей отрасли европейского агропромышленного комплекса.

"Взрывной рост себестоимости сельскохозяйственной продукции уже невозможно покрыть субсидиями аграриям, их не хватает на обеспечение текущих нужд, а ведь фермер должен думать и о развитии своего бизнеса.

В этих условиях сельхозпродукция стран Латинской Америки даже при перевозке через океан стоит на 30% дешевле. Страны этого региона имеют хоть и меньшую производительность, зато имеют дешевую рабочую силу, удобрения и возможности для оплаты меньшего налогового бремени. АПК Европы спасут только энергоресурсы и удобрения из России, так как необходимо снизить себестоимость, и делать это как можно скорее", – пояснил эксперт.

О каких масштабах идет речь?

Если сильно упростить, то власти ЕС намерены заменить местные качественные продукты в Европе, которые подвергаются строгому надзору и должны соответствовать экологическим правилам, произведенными глобальными корпорациями на территории латиноамериканских стран.

Президент Франции Эммануэль Макрон, поддавшись протестующим в столице, заявил, что не будет подписывать в существующем виде договор о свободной торговле. Вопрос, правда, а зачем тогда этот договор вообще нужен? Чтобы сорвать сделку, нужно как минимум четыре несогласных страны Евросоюза, общее население которых обязано составлять не меньше 35% от всего населения ЕС.

Напомним, текст договора Евросоюза и Меркосура подразумевает постепенную отмену всех таможенных пошлин на сумму в 40-45 млрд долл. Если договор подпишут, он станет крупнейшей сделкой ЕС с другим экономическим объединением.

Увы, кроме Франции, особого сопротивления в других странах пока не видно. Да, есть отдельные моменты вроде заявления министра сельского хозяйства Италии Франческо Лоллобриджиды. Однако даже он, как и Макрон, лишь призывает "пересмотреть соглашение в нынешней форме", а не полностью от него отказаться.

Эксперимент над Европой

В беседе с Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов рассказал, что ни промышленности, ни сельскому хозяйству Европейского союза от такого соглашения пользы не будет.

"Надо понимать, что промышленность ЕС сегодня неконкурентоспособна на мировом рынке. Это же касается химической отрасли, производства деталей, нефтепереработки, создания удобрений, легкой промышленности и даже производство канцелярии. Они попросту не способны нормально конкурировать. Среди причин – безумная цена по отношению к другим регионам и странам, цена заработной платы и энергии для предприятий, дорогой транспорт, высокие налоги", – пояснил эксперт.

Единственный, кто может частично выиграть от заключения соглашения с Меркосуром – это часть европейского машиностроения, продукция которого нужна Латинской Америке для ее расширяющегося производства. С сельским хозяйством, по мнению Василия Колташова, все очень сложно. В Европе в этой отрасли большие расходы на топливо и рабочую силу. Вся отрасль держится на субсидиях.

А вот для Бразилии и ряда других латиноамериканских стран такое соглашение с ЕС – довольно выгодная сделка. Как подчеркивает Василий Колташов, в подобном сценарии заинтересованы США. Им нужно столкновение товарных потоков, которое приведет к низким ценам. Условно говоря, если в Европе есть украинское зерно, пусть еще и будет латиноамериканское. Это избыток продукции и понижение цен.

"По соотношению доллара и золота, которое за два года достигло уже 2700 долларов за тройскую унцию, нефть, металлы, растительное масло и вообще сельскохозяйственные товары находятся на пониженном ценовом уровне. Проще говоря, за доллар можно купить больше, чем раньше, начиная от нефти, заканчивая зерном. ЕС становится эдаким организатором ценовой депрессии в мировой экономике, которая искусственно организована за счет американской регулирующей инициативы. Евросоюз попросту стал жертвой невероятного эксперимента. Его экономика будет теперь питать многих", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.