Подножка Трампа или китайские товары в ЕС: одно хуже другого

© AP Photo/ Vincent Thian

Китайские товары на рынке ЕС уже не первый год доставляют проблемы европейским производителям, однако настоящие сложности, как оказалось, только начинаются.

В администрации президента Дональда Трампа, которая уже инициировала ввод 145% пошлины против китайских товаров, могут продолжить давление на КНР. В европейских и британских СМИ обсуждают желание Белого дома увеличить тарифы уже до 245%. Такие меры объективно перенаправят огромные потоки китайской продукции на другие рынки.

Полностью компенсировать потерю покупателей в США они, конечно, не смогут. Однако чтобы попытаться минимизировать ущерб и не полностью сокращать производственные мощности, компании из "Поднебесной" наверняка увеличат свои продажи в других регионах. Европа – один из таких претендентов.

Еще до того, как Трамп вновь получил кресло президента, китайские электромобили (EV), оборудование для солнечных панелей и ветрогенераторов, а также целый список других типов товаров, агрессивно захватывали европейский рынок. В середине 2024 года Еврокомиссия даже ввела пошлины от 17% до 38% на импортируемые китайские EV.

Однако сейчас ситуация намного серьезнее. Не только продукция китайского автопрома устремится в еврозону. Будет целый спектр товаров, которые по себестоимости будут явно дешевле европейских.

ЕС между молотом и наковальней

Ситуация крайне непривычная для Евросоюза. С одной стороны, по европейской промышленности бьет американский протекционизм Трампа, из-за которого товары стран ЕС на американском рынке все менее востребованы, и их срочно надо куда-то пристроить. 

С другой стороны, КНР готова завалить Старый Свет своей продукцией. Европейские производители рискуют остаться просто не у дел. Их продукция вскоре может перестать быть интересной важнейшему торговому партнеру – США. 

Напомним, по итогам 2024-го общий объем торговли товарами США с Европейским союзом оценивается в 975,9 млрд долл. При этом на самом европейском рынке все большую долю будут завоевывать китайские сталь, машины, оборудование для "зеленой" генерации, техника.

В американской The New York Times уже прямо говорят, что Европа окажется под "двойным ударом" – от американского протекционизма и китайского перенасыщения. Еще одно крупное издание в США – CNBC – сообщает о том, как британские ритейлеры опасаются наводнения дешевыми товарами из КНР, поскольку тарифы президента США Дональда Трампа перекрывают доступ к крупнейшему в мире потребительскому рынку.

Переживают и политики Евросоюза. В начале апреля этого года министр торговли Франции Лоран Сен-Мартен на заседании Совета по иностранным делам заявил, что нужно срочно сбалансировать торговые отношения между ЕС и Китаем в соответствии с состоянием европейской промышленности, экономической безопасности и политикой по снижению выбросов углерода.

Бойся Китая, но удара жди от США

Если верить недавно опубликованному прогнозу ВТО на 2025 год, экспорт китайских товаров вырастет на 4-9% во всех регионах за пределами Северной Америки. Важно понимать, что для этого у Пекина есть инструменты. Он уже создал альтернативные каналы торговли, используя такие платформы, как инициатива "Один пояс, один путь" и двусторонние соглашения о свободной торговле (ССТ) со странами Африки, Латинской Америки и Центральной Азии.

Однако хоть "Поднебесная" и планирует увеличивать продажи в разные регионы, включая еврозону, для ЕС это все-таки может оказаться не таким цунами, как его сегодня рисуют американские СМИ. Особенно, если Еврокомиссия будет и дальше, как в 2024-м, остро реагировать на эти риски, создавая все новые и новые преграды в виде пошлин.

Как отметил в комментарии для Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, бояться сегодня Евросоюзу надо не столько засилья китайских товаров, сколько действий США.

"Далеко не весь объем товаров, что идет сейчас в США, устремится на европейский рынок. В Евросоюзе не будет такого же спроса. Рядовой житель страны в ЕС не станет резко покупать два смартфона вместо одного или две машины вместо одной. Хорошо, если он вообще ее купит.

В Еврозоне меньше спрос на промышленное оборудование, там идет деструктивный процесс в индустрии. Мощности производства в регионе не расширяются, а сокращаются.

Да, Китай попытается доминировать, поскольку у него хорошо получается, на европейском рынке в сегментах возобновляемой энергетики, поставляя оборудование для солнечных панелей и "ветряков", в автопроме. Но надо понимать, что те же электромобили в Европе будут покупать все меньше, ведь стоимость у них явно выше, чем у обычных авто, а экономическое состояние в странах ЕС лучше не становится", – рассуждает эксперт.

Василий Колташов подчеркнул, что рынки не настолько эластичны. Даже сами американцы пока не готовы отказываться от высокотехнологичной электроники из Китая – ведь Трамп в плане пошлин сделал для нее некоторые послабления. К тому же никуда не делись принципы реэкспорта. КНР будет использовать в качестве посредника Мексику и ряд других стран, чтобы сохранить позиции на американском рынке.

Главная опасность для Евросоюза во всех этих торговых войнах все-таки исходит именно от США. Если Трамп заметит, что американские товары ущемлены на рынке ЕС, он тут же начнет бить по слабым местам. 

Евросоюз – это гораздо более слабый противник для США по сравнению с Китаем. В Старом Свете слишком дорогостоящее производство, с которым легко конкурировать. Более того, у ЕС уже нет такой же огромной доли промышленного оборудования, как в КНР, которая продает его по всему миру.

"Страны Европы должны понимать, что это только сейчас Вашингтон сконцентрировался на противостоянии с Китаем. В определенный момент у руководства США дойдут руки и до интересов американских компаний в Евросоюзе и вот тогда китайские товары на этом рынке покажутся меньшей из проблем", – заключил экономист.

Защищаться от Китая нет возможности или желания?

Во всемирной торговой организации прогнозируют рост китайского импорта в Европу на 6% в этом году. Для обывателя это может показаться не слишком большим показателем. Увы, хотя Брюсселю сегодня и надо думать больше о последствиях противостояния с США, но эти 6% являются тоже весьма серьезной проблемой, с которой надо что-то делать. Речь ведь идет о товарах на миллиарды евро, которые могут потерять европейские производители.

При этом в плане логистики у Китая давно все подготовлено. Большую роль сыграют долгосрочные инвестиции Китая в инфраструктуру по всей Восточной Европе через "Один пояс, один путь". 

По сути, это основа более глубокого проникновения торговли на континент. Железнодорожные коридоры от Сианя до Дуйсбурга (Германия) и новые портовые инвестиции в Греции и Италии служат ярким доказательством стратегии КНР, нацеленной на покорение европейского рынка.

Да, в краткосрочной перспективе простой обыватель в ЕС получит более дешевую продукцию, чем отечественные товары. Но вот в перспективе проявят себя весьма неприятные вещи:

  • Усиление деиндустриализации Евросоюза. Субсидируемые товары из КНР будут постепенно лишать промышленность ЕС клиентов. Заводы начнут уходить из еврозоны еще активнее, усугубляя безработицу и снижая платежеспособность населения;
  • Торговый дисбаланс. Европа уже имеет значительный торговый дефицит с Китаем. Увеличение импорта без взаимного доступа на китайский рынок может усугубить этот дисбаланс;
  • ЕС станет еще более зависим от КНР в таких чувствительных секторах, как полупроводники, искусственный интеллект и инфраструктура для энергетики.

Несмотря на все эти риски, в Евросоюзе до сих пор не единого мнения, как поступать. Чехия, балтийские страны и ряд государств в Восточной Европе открыто призывают занимать жесткую позицию по отношению к Китаю. Зато крупные компании из Нидерландов, Франции и Германии более открыты для взаимодействия с Китаем из-за промышленной зависимости и экспортных возможностей, особенно в автомобильном секторе и секторе предметов роскоши.  

Впрочем, разногласия по вопросу отношения к КНР будут не только между странами. В беседе с Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев отметил еще один интересный момент. Споры будут происходить внутри каждой страны ЕС.

"Вскоре в Чехии будут выборы, где один из вероятных победителей – это сторонник интенсивной торговли с Китаем. Венгрия – это вообще входные ворота КНР на европейский рынок, поэтому премьер-министр Виктор Орбан обязательно будет выступать против любой инициативы ЕС по ухудшению отношений с Пекином. Такой же позиции будет придерживаться и Словакия во главе с Робертом Фицо.

При этом даже политические элиты в Германии, Нидерландах и Франции будут пытаться усидеть на двух стульях. С одной стороны они будут ситуативно ограничивать импорт из "Поднебесной", с другой стороны они станут запугивать США сближением Европы и Китая. Последнее, кстати, в Еврокомиссии уже делают. Урсула фон дер Ляйен ведь недавно даже пригласила китайскую сторону для урегулирования украинского конфликта. Понятно, что это политика – но рядом ведь могут быстро возникнуть и крепнущие экономические связи", – рассказал политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.