Обещать – не значит решать: с чем не справился Трамп за сто дней

© AP Photo/ Mark Schiefelbein

За сто дней выдающиеся результаты не показывали ни Отто фон Бисмарк, ни Шарль де Голль, ни Уинстон Черчилль – то же касается и второго срока главы Белого дома.

Прошло сто дней со дня вступления Дональда Трампа в должность президента Соединенных Штатов. Для руководителя большой страны за такой срок на практике в силу ряда причин почти нереально продемонстрировать выдающиеся результаты. Однако в США сто первых дней президентства – это тема не только для политологов, но и всего электората. Вокруг результатов за этот срок формируется, по сути, рейтинг главы Белого дома, который может значительно измениться (как в худшую, так и в лучшую сторону).

Своей энергичностью – как во внутренней, так и во внешней политике – Дональд Трамп создал образ крайне активного политика. Но что в итоге получается у него сейчас на практике, о каких реальных победах и провалах можно говорить уже сейчас? 

Сто дней – это действительно малый срок. Но почти за три месяца хотя бы становится понятно, где президент Соединенных Штатов разводит популизм, а где действительно прикладывает усилия. Которые в перспективе принесут реальные плоды, а не развеются прахом, как только стухнет информационная раскрутка той или иной темы.

Когда амбиций больше, чем возможностей

Важная деталь, которую следует держать в голове – позиции Дональда Трампа гораздо более крепкие, чем в предыдущий президентский срок. На этот раз и судебная система, и Конгресс делает то, что скажет Белый дом. Выборы для республиканца все-таки прошли крайне успешно.

Однако теперь рейтинг одобрения для Трампа среди населения Штатов оказался невероятно низким – 39%. Это худший рейтинг среди всех президентов за последние 80 лет, у которых прошло такое же количество времени на этом посту. По крайней мере, такие данные предоставляет Ipsos, которые опубликовали ABC News и ряд других американских изданий. 

Правда, есть и другие цифры. К примеру, в CCN (симпатизирует демократам) сообщили о 41%, а в Fox News (симпатизирует республиканцам) показали рейтинг в 44%. Для понимания ситуации: в первый день этого президентского срока у Трампа показатель составлял 47%.

На этой неделе член палаты представителей от Демократической партии штата Мичиган Шри Танедар даже инициировал процедуру импичмента президента США Дональда Трампа. Впрочем, это только резолюция. Реализовать такую процедуру ему вряд ли позволят в конгрессе. Все-таки сейчас палату представителей и сенат контролирует Республиканская партия.

Все это говорит о том, что для действующего главы Белого дома эти три месяца не прошли без проблем. Причем речь идет не только об отношении к нему и его команде внутри США, но и мирового сообщества. Трамп пообещал не только закончить украинский конфликт за 24 часа, но и разобраться в Соединенных Штатах с инфляцией, преступностью, миграцией. Он уверял, что сможет разрешить в кратчайшие сроки целый ряд кризисов.

В итоге пока мы видим следующее:

  • украинский конфликт продолжается – не в пользу Киева;
  • бойня в секторе Газа продолжается – перемирие уже давно закончилось;
  • хуситы в Йемене все так же обстреливают суда, проходящие в Красном море – включая военные корабли США;
  • с Ираном, несмотря на все угрозы и увещевания, Вашингтон ядерную сделку так и не заключил;
  • торговые войны не поставили Китай на колени, да еще сильно упала капитализация американских компаний;
  • Гренландию к США так и не присоединили, эту тему перестали поднимать даже в Вашингтоне, хотя он же раздул этот инфоповод. Ничего не слышно и по поводу взятия под контроль Панамского канала, не говоря уже о Канаде.

Пошлинами все проблемы не решить

Тарифные войны – это самая больная тема. Да, Трамп остался верен своим словам и начал давить на Китай, а заодно и на весь мир, включая союзников – Евросоюз, Мексику, Канаду, Великобританию, Японию, Южную Корею. Да, возможно, в долгосрочной перспективе такая политика жесткого протекционизма и могла бы помочь промышленности в Соединенных Штатах, поощряя местных производителей. Но есть ряд "но".

С началом тарифной войны сильно упали и грузоперевозки. Если верить Linerlytica (поставщик данных о судоходстве), китайские заказы на грузоперевозки в Штаты снизились в апреле этого года на 30-60%. Розничные гиганты вроде Walmart и Target заявили Белому дому, что покупатели с большой долей вероятности уже в мае увидят пустые полки и более высокие цены в магазинах. "Завыли" американские компании, причем крупные, и из других отраслей, где оборудование, сырье и электроника закупаются не в США, а в других странах.

Хуже того, Трампу еще и пришлось довольно быстро отступить. В начале апреля начала падать капитализация крупнейших корпораций США, входящих в индекс S&P 500. Возникло множество других проблем в экономике США. Для большинства стран, включая государства ЕС, Вашингтон отсрочил введение пошлин на 90 дней. Ближе к концу апреля сам Дональд Трамп перед телекамерами заявил, что пошлины для Китая будут меньше, чем 145%, о которых было заявлено ранее.

В итоге США новыми пошлинами не добились каких-то значимых результатов – не считая снижения торговой активности у себя же. Более того, Вашингтон даже не смог дождаться нужного эффекта и "слил" почти все эти инициативы, сохранив тарифы лишь для Мексики, Канады и некоторых других стран – но при этом так и не получив преференций и уступок от тех, для кого сделал послабления.

Внутренняя политика захлебывается в дешевой нефти

Добыча газа и нефти в Соединенных Штатах постепенно замедляется (хотя Трамп постоянно кричал лозунг "бури, детка, бури!"), а в Минэнерго уже открытым текстом говорят, что со следующего года отрасль рискует перейти от стагнации к снижению производства.

Аналитики из JPMorgan Chase сообщили в апреле, что при устойчивой цене нефти марки WTI в 60 долл. за баррель нефтянка США остановит 50 буровых установок, что сократит добычу на 500 тыс. б/с (всего – около 13,5 млн б/с). А ведь от нефтянки в Штатах зависит благополучие газодобычи. 

Большая часть газа в бассейне-гиганте Permian (основная часть сланцевой добычи США, которая составляет две трети всей добычи) добывается как попутный газ вместе с нефтью. Учитывая, что нефть извлекается компаниями более медленными темпами, это же касается и газа. В некоторых регионах добывать его уже становится нерентабельно, особенно в бассейне Haynesville, где производство газа за год упало на 11%.

В то время как в Саудовской Аравии, России и ряде других стран компании готовы добывать больше, чтобы бюджеты стран получали столько же налогов от нефтянки, как и раньше, в Америке ситуация другая. Американским компаниям, если цена в 60 долл. сохранится (а многое указывает, что до конца года сильного роста не будет), приток инвестиций в сланцевую добычу США сильно сократится. С учетом технологического цикла такой добычи это приведет к падению производства.

У Трампа есть сложности и в других аспектах внутренней политики. Инициативы об отмене права на гражданство по рождению и закрытии Министерства образования имеют минимальную популярность среди населения.

Президент пообещал ввести масштабные налоговые льготы, особенно отменить налоги на чаевые, сверхурочные и выплаты по социальному обеспечению. Прошло сто дней, ничего не отменили.

Да, есть достижения в миграционной политике. Если в последний год президентства Джо Байдена, число нелегалов, пересекающих границу, составляло 249 740 человека, то при Трампе уже в марте число опустилось до 7 181. Да, в США теперь снова только два пола – мужской и женский. Но это больше про идеологию и частично про выравнивание криминогенной ситуации, которая быстро все равно не изменится.

Как бы активно команда Трампа ни вытряхивала бесполезных бюрократов из USAID и других организаций, сколько бы миллионов ни сэкономил Илон Маск (который, кстати, уже хочет уйти), выявляя злоупотребления в разных ведомствах и министерствах – здравоохранение в США не улучшилось, доходы населения не увеличились, бензин не стал стоить копейки, а растущий долг перед ФРС и закредитованность крупных банков не исчезли.

Время – главный враг Трампа

Возвращения индустриального потенциала в США до сих пор не произошло, поляризация общества в самих США усиливается. Да и на мировой арене уважать Вашингтон больше не стали. Напротив, многие страны видят, как Америка уходит из Ближнего Востока, дистанцируется от посредничества в конфликте между Индией и Пакистаном, не может ничего сделать с украинским конфликтом.

Но еще раз подчеркнем, что сто дней – это для главы большого государства крайне маленький срок, за который возможно показать хоть какой-то результат. В беседе с Baltnews главный научный сотрудник Института Европы Российской академии наук Николай Межевич отметил, что в первые сто дней Эммануэля Макрона, Кира Стармера тоже ничего значимого не произошло. Более того, за такой срок сверхординарных результатов не показывали ни Отто фон Бисмарк, ни Шарль де Голль, ни Уинстон Черчилль. 

"Учитывая, что Дональд Трамп поставил сверхсложные задачи, наивно ждать результата за сто дней. Он ведь пытается изменить модель, которую Джо Байден формировал четыре года. Не нужно пытаться сформировать полную картину деятельности президента США за столь короткий срок. Америка все еще живет в "шлейфе" политики Байдена. Военные поставки на Украину – яркий тому пример", – отметил профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Политолог напомнил, что в Соединенных Штатах довольно часто результаты деятельности президента достаются уже его преемнику. Не исключено, что плоды политики Трампа достанутся тоже не ему, а политику, который придет за ним.

Цели вроде прекращения украинского конфликта, ядерной сделки с Ираном, возрождения промышленности в США и решения кадрового голода путем реорганизации образования в стране – это задачи, которые выполняются годами, если не десятилетиями. Вопрос в том, зачем было ставить столь много амбициозных задач, и дадут ли время Трампу, чтобы создать прочную основу для решения всех этих проблем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.