Сделка о полезных ископаемых с США: в чем расписался Киев?

© Getty Images/ China News Service

У США теперь будет особый доступ к недрам в "Незалежной". Вашингтон не смущает даже конфликт на этой территории, коррупционные риски, отсутствие свежей геологоразведки и инвестиций.

Руководство Соединенных Штатов все-таки добилось от Киева подписания соглашения, которое президент США Дональд Трамп так долго раскручивал в инфополе. Сомнительный в своей легитимности глава Украины Владимир Зеленский ратифицировал соглашение о полезных ископаемых.

Переговоры длились с начала февраля, много раз менялись некоторые пункты, далеко не все из них публиковались для общественности. Однако теперь документ подписан украинским президентом и официально вступил в силу.

Соглашение обеспечивает Вашингтону доступ, причем приоритетный, ко всем новым инвестиционным проектам по разработке природных ресурсов Украины, включая алюминий, графит, нефть и природный газ.

Однако задолго до подписания этого документа политиками, экспертами в области добычи и различными аналитическими агентствами, не говоря уже об американских, британских и европейских СМИ, повторялась одна и та же проблема. Речь идет об экономической нецелесообразности разработки новых проектов по добыче на Украине, причем не только редких минералов, но и углеводородов.

В чем суть сделки?

12 мая закон №0309 о ратификации соглашения был возвращен с подписью президента Украины. В тот же день началась рассылка акта. Этот шаг завершает формальную процедуру ратификации соглашения. Теперь документ официально вступил в силу.

Глава Минфина США Скотт Бессент и глава украинского Минфина, первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко поставили подписи под документом еще 30 апреля. 8 мая Верховная рада ратифицировала соглашение. 

Кстати, согласие по этому вопросу было поразительным. "За" проголосовали 338 депутатов, "против" – ни одного. А ведь еще совсем недавно среди украинских политических элит были жаркие споры и недовольство по поводу сделки, которая воспринималась как превращение "Незалежной" в сырьевую колонию для США.

А теперь о конкретике. Она есть, хотя ее мало. Официально опубликовали пока только текст основного документа, где идет речь о создании американо-украинского Инвестиционного фонда восстановления (состоит из преамбулы, 11 статей и приложения). 

В офисе президента Украины заявили, что кроме рамочного соглашения есть еще и два технических. Их содержание не раскрывается.

Есть официальное сообщение украинского премьер-министра Дениса Шмыгаля. По его словам, документ предполагает:

  • создание инвестфонда с распределением управления и взносов между украинской и американской сторонами 50 на 50;
  • получение военной помощи от США. Она будет засчитываться как взнос американского руководства в фонд;
  • инвестирование в течение десяти лет в развитие Украины (сумма не уточняется);
  • Украина должна будет отчислять в инвестиционный фонд половину поступлений от новых лицензий на природные ресурсы.

В соглашение вошли 57 полезных ископаемых, которые могут добываться в восточноевропейской стране. Кроме редкоземельных металлов и других полезных ископаемых, в документе упоминается также добыча нефти и газа. В соглашении также сказано, что список может быть дополнен по договоренности сторон.

Дональд Трамп после заключения сделки сообщил, что США могут получить от нее "гораздо больше, чем 350 миллиардов долларов" – сумму, которую, по его словам, Вашингтон потратил на военную помощь Киеву. А теперь самое интересное. Когда Вашингтон получит эти деньги? На этот счет есть большие сомнения.

Кто кого в итоге перехитрил?

Первое впечатление от заключения такой сделки между Вашингтоном и Киевом – Украину делают колонией США. Все по классике. Метрополия (Вашингтон) получает монополию в колонии (Украине) на добычу природных ресурсов, не пуская туда никаких других игроков. В обмен на это США как бы помогают с вопросами безопасности (поставки вооружений как взнос американской стороны в фонд). Однако есть некоторые нюансы, которые все же имеют несколько отличий от "старой доброй" политики колониализма европейских стран в Африке и Азии образца XIX века.

Во-первых, в документе, который подписал Зеленский, нет никаких гарантий безопасности со стороны США. А ведь Киев долгие месяцы именно об этом и просил в сделке. Выходит, классической формулы "колония кормит – метрополия защищает" нет.

Во-вторых, есть большие сомнения в экономической целесообразности добычных проектов на Украине. По оценке британской Financial Times, запуск новых проектов возможен не ранее 2040 года и потребует значительных частных инвестиций. Кстати, то, как на Украине "осваиваются" средства из-за границы – это уже предмет для шуток даже в Брюсселе и Вашингтоне.

В-третьих, первые десять лет фонд не будет выплачивать дивиденды. Все поступления от добычи ископаемых в "Незалежной" будут "реинвестироваться" (читайте – уходить в карманы нужных людей) в переработку полезных ископаемых и инфраструктуру Украины.

С последним пунктом еще можно как-то выстроить схему так, чтобы выгоду получали США. К примеру, инвестиции от доходов первые десять лет будут тратиться на развитие инфраструктуры – которую будут строить и модернизировать американские компании. 

Что они там на самом деле сделают, конечно, рядовой украинец никогда не узнает, а вот отчисления в сторону компаний из США будут идти регулярно. Договор же подписан.

Но вот с первыми двумя пунктами (отсутствие гарантий безопасности со стороны США и экономическая нецелесообразность проектов) беда. Без них отпадает весь смысл такой сделки – причем и для Киева, и для Вашингтона.

Неоднократно европейские и американские аналитические агентства говорили о том, что на подготовку и запуск добычи в новых проектах на Украине может уйти 10–15 лет. Если их не разрабатывали и в них не инвестировали до сегодняшнего дня, значит, это было экономически нецелесообразно, а сейчас, в условиях конфликта с Россией, еще и технически трудновыполнимо. Об этом сегодня говорят специалисты из Европейского банка реконструкции и развития, и из американской компании Clareo (занимается консалтингом в горнодобывающей отрасли).

И еще "вишенка на торте" – доступность к залежам именно редких элементов под большим вопросом. Даже если верить заявлениям Киева (не подтвержденным новыми исследованиями геологоразведки), то совокупная стоимость полезных ископаемых Украины оценивается примерно в 15 трлн долл. "Проблема" в том, что 70% запасов находятся в ДНР, ЛНР, а также в Днепропетровской области, у границ которой сейчас стоит армия РФ.

С перспективами все сложно, но Трампу нужно не это

Рисков для реализации новых добычных проектов на Украине сейчас хоть отбавляй. Тут и слабая инфраструктура, а также отсутствие нормальных промышленных мощностей, которые, кстати, нормально не модернизировались со времен СССР. Отсутствуют адекватные геологические разведданные, которые тоже последний раз делались в советские времена (а ведь оборудование для разведки тогда и сейчас весьма разное). 

Про коррупционные риски на Украине, пожалуй, можно даже не говорить. И все это под соусом конфликта с Россией, когда Киев своими налетами БПЛА на российские транспорт, жилые дома, рынки с мирными гражданами, на нефтеперерабатывающие заводы и нефтехранилища вынуждает Москву к ответным мерам.

Про потенциал роста добычи нефти и газа на Украине даже говорить без улыбки сложно. Во-первых, по некоторым объектам газодобычи со стороны РФ были нанесены ракетные удары. Речь не только о прилетах по газовым хранилищам во Львовской области в январе 2025-го, но и по объектам газодобычи в Полтавской и Харьковской областях. 

Добыча голубого топлива в "Незалежной" и так с трудом дотягивает до 19 млрд кубометров в год, и любые попытки Минэнерго кардинально повысить показатель заканчивались провалом. Объемы нефтедобычи вообще слишком несерьезны, чтобы детально обсуждать потенциал в этом направлении и чем-то заинтересовать инвесторов.

Впрочем, как отметил в комментарии для Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин, речь все-таки идет не только о нефти, газе и редких металлах. Речь идет вообще о всех недрах Украины. Более того, совсем необязательно это должны быть неоткрытые месторождения, которые надо разрабатывать. Речь идет и об уже работающих объектах.

"Документ позволит США при необходимости получить доступ к любым объектам. Законно. Далеко не факт, что Вашингтону придется прибегать к этой мере. Но Трамп решил оставить для себя на всякий случай дверь открытой. Ему важно, чтобы была возможность получить определенный капитал взамен на военные поставки.

Нынешнему президенту США нужно показать, что ему предоставили что-то в залог. Такая сделка имеет для Трампа политическое значение. Он демонстрирует американскому избирателю, что поставляя оружие Киеву, нынешний глава Белого дома не повторяет за Байденом. Что он в отличие от Байдена получает доступ к ресурсам на Украине. Далеко не факт, что это оружие реально пойдет на Украину, но Трамп решил на всякий случай заполучить для себя такого рода индульгенцию, если поставки все-таки состоятся", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.