Андрей Сушенцов: Россия решительна и способна уклоняться от прямой конфронтации

Декан факультета международных отношений МГИМО МИД России Андрей Сушенцов рассказал об особенной силе России.

Российский опыт конфликтного поведения носит особый характер. страна, в отличие от США, не является островом. Соединенные Штаты находятся в благословенном регионе. Всего два соседа: Мексика и Канада, два океана. Нет никаких жизненных угроз безопасности для континентальной территории США, рассказал Baltnews декан факультета международных отношений МГИМО МИД России Андрей Сушенцов.

"Россия – это крупнейшая сухопутная страна, имеющая наибольшую протяженность границ и наиболее сложный состав соседей. Среди них - и Китайская народная республика, и государства НАТО, Кавказ, Центральная Азия, морская граница с Соединенными Штатами, с Японией, с сухопотной границей, с Норвегией, с Корейской народной демократической республикой. Это европейские государства, государства Кавказа, Средней Азии, Востока, арабские страны", – подчеркнул он.

По словам Сушенцова, все это делает необходимым для России очень хорошо понимать мотивацию причинно-следственной связи, модели поведения государства очень разного культурного склада, культурного опыта.

"Россия, кроме того, имеет очень длинный послужной список конфликтов и переговоров. Каждая война заканчивается переговорами неизбежно. И Россия в нынешних границах существует уже около 350 лет исторически. Мы отмечаем более тысячи лет ее государственности. И понятно, что такая страна-цивилизация, которая является Россией, конечно, выработала очень особый и специфический образ конфликтного поведения, в котором стратегическое терпение, очень долгая способность уклоняться от прямой и непосредственной конфронтации, соседствуют с решимостью, со способностью к мобилизации, с решимостью к применению силы в момент, когда жизненные интересы России под угрозой", – пояснил он.

Сушенцов добавил, что это отличает нашу страну от очень многих государств Европы сейчас, которые, скорее, занимаются причитаниями и, в общем, не способны ни за себя постоять, ни как-то сформулировать четко свой интерес.

"Они не способны самостоятельно отвечать за последствия своей политики, за решения, которые принимают. А это является особым условием суверенитета в современном мире. Только такие государства, по сути, и в полной мере правомочны. Они являются в полной мере субъектами в современной международной системе", – констатировал Андрей Сушенцов.

При этом он объяснил, что культура конфронтации – это сложившаяся историческая модель поведения государства, элит этого государства в условиях международных кризисов. Некоторые государства с длинной историей, длинным послужным списком разного рода конфликтов и переговоров имеют особые, довольно субъективные, с оттенком национального опыта и национальной культуры, модели поведения в ситуации конфликтов.

"Для кого-то более характерно уклонение от конфронтации, стремление использовать силу только в самых экстремальных случаях. Кто-то использует силу инициативно, наоборот, очень воинственно", – добавил он.