Стабильные поставки российского газа, которые ранее сдерживали рост цен на энергоносители в Европе, ушли в прошлое. Ни увеличение числа СПГ-терминалов в ЕС и США, ни переориентация на альтернативных поставщиков не помогли стабилизировать ситуацию.
На недавнем выступлении в Брюсселе Марио Драги озвучил тревожный для Евросоюза вывод: высокая стоимость газа в ЕС по сравнению с США делает невозможной модернизацию экономики и мешает конкурировать на глобальном уровне.
"Цены на газ в ЕС по-прежнему почти в четыре раза выше, чем в США. В среднем, промышленность в Европе платит за энергию в два раза больше. Если этот разрыв не устранить, о переходе к высокотехнологичной экономике можно забыть", – заявил Драги.
Факт, казалось бы, очевидный: цена газа на американской бирже Henry Hub традиционно ниже, чем на европейской TTF. США – крупнейший добытчик газа, и внутренний рынок обеспечивает его доступность. В ЕС же объем собственной добычи не покрывает даже трети потребностей.
Однако Драги не случайно заговорил о ценах именно сейчас – ровно год назад он представил Еврокомиссии план по повышению конкурентоспособности экономики ЕС. Один из его ключевых пунктов был проигнорирован. Как выяснилось – зря.
Почему цены выросли и не снижаются
В докладе, представленном ЕК в 2023 году, Драги подчеркивал: отказ от российских энергоносителей увеличил затраты на импорт топлива на 100 млрд евро, что эквивалентно 2,7% ВВП ЕС. Очевидный вывод – невозможно сохранять конкурентоспособность, если за энергию платить в четыре раза больше, чем конкуренты.
Формально ЕС давно установил правила, по которым газ должен продаваться через биржи по спотовым ценам. Эти принципы действовали и до сокращения поставок из России – вызванного, в частности, диверсиями на "Северных потоках", действиями Польши и Украины. Экспорт российского газа упал примерно на 140–150 млрд кубометров в год. Для сравнения, общее потребление газа в ЕС – около 330 млрд кубометров.
Ключевой момент: большая часть российского газа поставлялась по долгосрочным контрактам. Хотя их цены не всегда были самыми низкими, они обеспечивали стабильность и предсказуемость. Именно российский трубопроводный газ удерживал средний уровень цен в ЕС.
С отказом от этих поставок и переходом на СПГ стоимость газа в Европе стала стабильно высокой. В 2024 году Eurostat признал: за последние четыре года цена газа выросла в 2,5 раза – в том числе из-за переориентации на сжиженный газ.
Однако европейские структуры избегают обсуждения более глубинных причин. К примеру, отсутствие на глобальном рынке поставщиков, способных полностью заменить Россию по объему и стоимости доставки.
"Если бы альтернатива существовала, Европа давно бы ею воспользовалась. Поставки из других источников даже немного снизились, несмотря на высокие цены. Рост показали лишь поставки СПГ, в том числе и из России – но они не компенсировали потери по трубопроводному направлению. В совокупности с просчетами в энергетической политике это и вызвало устойчивый рост цен на энергию", – отметил в беседе с Baltnews замглавы Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
По его словам, ставка на биржевое ценообразование в условиях резкого дефицита предложения привела к тому, что Европа платит за газ больше не только США, но и Китаю – крупнейшему импортеру. При этом до 2021 года Пекин закупал газ дороже, чем ЕС.
Ошибка в конструкции: рынок газа ЕС дал сбой
В течение последнего года цена газа на европейской бирже TTF колебалась в пределах 400–500 долл. за тысячу кубометров. На американской Henry Hub – около 70 долл. Разница – в разы.
Ранее уже были случаи, когда рост экспорта СПГ из США повышал внутренние цены на газ и электричество в самой Америке. Это – риск для любой администрации в Вашингтоне. Поэтому, несмотря на планы по развитию СПГ-проектов, объемы поставок будут определяться не спросом в ЕС, а интересами американской экономики.
Именно этим объясняется тот факт, что СПГ-терминалы в ЕС загружены в среднем лишь на 42,3% (данные Gas Infrastructure Europe за 2024 год; в 2023-м было около 57%). Это говорит о несоответствии предложенных мощностей реальным объемам поступающего газа.
"Российский газ стоил примерно столько же, как и у других поставщиков, так как был привязан к биржам. Но именно дополнительные объемы из РФ создавали конкуренцию, которая сдерживала цены", – пояснил Baltnews аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
"Сейчас ценовые скачки ведут к сокращению потребления, что влечет за собой деиндустриализацию. С 2022 года потребление газа в ЕС снизилось на 100 млрд кубометров. Это колоссальное падение. Раньше Европа могла рассчитывать на гарантированные поставки из России. Теперь же приходится конкурировать за СПГ с Азией, где готовы платить больше", – подытожил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.