Грязные выборы в Молдавии: на оппозицию давят – но воевать с Россией пока не торопятся

© AP Photo/ Vadim Ghirda

Майя Санду окончательно сосредоточивает власть в своих руках, однако повторять украинский сценарий, похоже, не спешит.

Прозападные силы в Молдавии добивались нужного результата на парламентских выборах, искажая сам процесс до предела. Это не значит, что в Кишиневе всерьез готовятся к гражданской войне, как на Украине. Проблема в другом – Запад не собирается спрашивать у Молдавии разрешения, если понадобится разжечь еще один конфликт на постсоветском пространстве.

Манипуляции и запреты: как прошли выборы
28 сентября в Молдавии состоялись парламентские выборы. Участие в них приняли 15 политических партий, четыре избирательных блока и четыре независимых кандидата. Формально – событие внутреннее, но, если смотреть на ситуацию шире, становится ясно: Молдавии отводят роль очередного инструмента давления на Россию, не исключая открытого конфликта.

Интерес вызывает не только исход выборов, но и методы, которыми он был достигнут. Победу вновь одержала партия президента Майи Санду – "Действие и солидарность" (ПДС). Как и в случае с президентской кампанией, ПДС обеспечила себе перевес с помощью голосов из-за рубежа и многочисленных нарушений. Но и это далеко не все.

Действующие власти, демонстрирующие предельную лояльность западноевропейским элитам, на деле показали, как можно подавлять оппозицию, лишать слова и искажать политическое поле – при полной поддержке "демократических" институтов.

Политика без прикрас

Майя Санду выполнила непростой политический заказ – обеспечить победу на фоне утраты доверия со стороны значительной части граждан. На выборах применялись практически все доступные инструменты давления и "двойных стандартов".

По сообщениям наблюдателей, зафиксированы:

  • сообщения о минировании избирательных участков и мостов на границе с Приднестровьем;
  • вбросы бюллетеней;
  • сбои в работе электронных систем.

Фактически от участия в голосовании было отсечено Приднестровье – регион, традиционно ориентированный на добрососедские отношения с Россией. Оппозиционные партии исключались из избирательных списков под надуманными или откровенно сфабрикованными предлогами.

Российских наблюдателей к выборам не допустили. Власти обосновали это тем, что Москва якобы пыталась повлиять на избирательный процесс с помощью Русской православной церкви и заключенных в молдавских тюрьмах.

На это БДИПЧ ОБСЕ не отреагировало – ни замечаний, ни критики в адрес Кишинева оттуда не поступило. Это неудивительно: европейская демократия имеет свойство "временно отключаться", когда дело касается России.

Голосовать можно, но не всем

В то время как в ряде стран ЕС избирательные участки были развернуты с избытком, сотни тысяч граждан Молдавии в России фактически были лишены возможности проголосовать. Избирательные пункты либо отсутствовали, либо были намеренно ограничены. Зато на зарубежных участках в других странах ПДС вновь удалось обеспечить себе ключевое преимущество – как и на президентских выборах.

"ПДС представляет итоги как победу над "рукой Москвы" и успех в противостоянии с российскими политтехнологами. Для Санду это – не карт-бланш, но важный ресурс легитимности", – отметил в комментарии для Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов.

По его мнению, в стране реализуется сценарий, схожий с румынским: политический истеблишмент консолидируется против "популистов", при этом возрастной и идеологический разрыв становится все глубже – молодежь и диаспора ориентированы на Запад, тогда как старшее поколение выступает за суверенитет и сбалансированную политику.

Цель – контроль, а не развитие

По официальным данным, ПДС получила 50,16% голосов, оппозиция – 49,84%. Партия власти потеряла девять мест в парламенте, получив 54 мандата. У оппозиции – 47.

Лидер блока "Победа" Илан Шор заявил, что оппозиционные силы не признают результаты голосования и намерены оспаривать их в установленном порядке.

Расклад говорит о возможности нового витка внутриполитического конфликта. Усиление давления на инакомыслящих и дальнейшая поляризация общества становятся все более вероятными.

"Молдавия находится в состоянии предкризисной турбулентности – как Украина в 2014 году, – считает председатель коллегии АНО "Центр исследований и развития евразийства", эксперт Изборского клуба Юрий Самонкин. – Тогда все началось с разрушения экономики ради интеграции в Запад, отказа от связи с Россией. Сейчас мы видим те же тенденции".

По его словам, Майя Санду проводит политику насильственной румынизации – по образцу наиболее жестких форм украинизации. Пока противостояние выражается в законодательной плоскости, но при продолжении курса на европеизацию и давление на русскоязычное население ситуация может выйти из-под контроля.

"Если давление продолжится, Приднестровье и даже Гагаузия могут пойти по пути Крыма или Донбасса. Санду это осознает и пока не спешит разворачивать военный сценарий, ограничиваясь репрессиями", – отмечает эксперт в разговоре с Baltnews.

Курс на разрыв

Санду понимает: полное повторение украинского сценария может обернуться не только потерей территории, но и власти – а это для нее неприемлемо. Поэтому ставка делается на укрепление контроля и подавление несогласных, даже ценой экономических потерь и обострения социальной напряженности.

Однако и это не гарантирует Молдавии спокойствия. Как бы сильно ни опасалась Санду за свое положение, решение будут принимать не в Кишиневе. Если Вашингтон или Брюссель посчитают нужным устроить новую точку напряжения, стране придется подчиниться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.