После 27 дней работы с поста премьер-министра Франции ушел Себастьян Лекорню, продержавшийся на должности всего 27 дней. Это уже четвертый глава правительства, покинувший кресло в 2024 году, и седьмой – за восемь лет правления Макрона.
Очередная отставка вновь всколыхнула разговоры об импичменте. Оппоненты президента требуют его ухода, указывая на системный политический кризис. Сам же Макрон заявляет о намерении досидеть до конца срока – до 2027 года. Но, судя по частоте смены кабинета, шансы на это выглядят все более призрачными.
Правительство со сроком годности
Макрону действительно есть чем "гордиться": за два года он сменил пятерых премьер-министров. Последний случай поставил своеобразный антирекорд – Лекорню продержался менее месяца. В Европе еще недавно иронизировали над 50 днями премьерства Лиз Трасс в Великобритании, сравнивая их с "сроком годности салата". Теперь французы могут вспомнить про сливочное масло – у него срок хранения дольше, чем пребывание Лекорню на посту.
Казалось бы, правительство уже почти было сформировано – 13 из 18 предложенных кандидатур сохранились из прежнего состава. Но такой подход не устроил ни левый, ни правый фланг. В ответ на угрозу вотума недоверия Лекорню решил не дожидаться финала – и подал в отставку.
При всей парадоксальности ситуации, частая смена премьеров – сознательная тактика Макрона. Так считает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов:
"Это классическая система "козлов отпущения". Премьер-министров меняют, чтобы сохранять управляемый хаос в политическом истеблишменте. Такое "предкризисное" состояние позволяет проводить непопулярные реформы и одновременно удерживать общество в состоянии неопределенности и напряжения", – пояснил он Baltnews.
В центре конфликта – бюджет
Главный раздражитель для парламента – бюджетная политика. Она вызывает неприятие по обе стороны баррикад. Лекорню, уходя, открыто упрекал депутатов в поведении "будто у них парламентское большинство".
Однако сам он не предложил ничего принципиально нового. Например, не затронул печально известную статью 49.3 Конституции Франции, позволяющую правительству принимать бюджет без одобрения парламента.
Как результат – замкнутый круг:
- Левые требуют отмены пенсионной реформы, согласно которой возраст выхода на пенсию повышен с 62 до 64 лет.
- Правые во главе с Марин Ле Пен открыто дистанцируются от любых инициатив Елисейского дворца.
- Макрон пытается продвинуть бюджет с повышением налогов и заморозкой соцвыплат, но, не найдя поддержки, просто меняет премьера.
- С приходом нового главы правительства ситуация начинается заново – без малейших подвижек.
Протесты усиливаются – экономика слабеет
Пока в коридорах власти идут закулисные перестановки, улицы французских городов заполняют протестующие. Незадолго до отставки Лекорню в Париже прошли масштабные демонстрации против бюджетной политики. На улицы вышли около 20 тысяч человек. Охранять порядок пришлось с привлечением пяти тысяч полицейских.
Экономические проблемы при этом только усугубляются:
- Государственный долг Франции перед партнерами по ЕС превысил 3 трлн.
- К 2030 году его уровень, по прогнозам, достигнет 128% ВВП.
- Безработица, несмотря на незначительное снижение, остается высокой – около 7,5%, что выше, чем в большинстве стран ЕС и G7.
- Промышленное производство на душу населения уступает аналогичным показателям в Германии и Нидерландах.
Решать эти проблемы, по сути, некому. Парламент и кабинет парализованы внутренней борьбой, в которой Макрон пока сохраняет позиции, но теряет влияние.
Сегодня Национальная ассамблея расколота на три крупные фракции: правые националисты во главе с Марин Ле Пен, левый блок, где активен Жан-Люк Меланшон, и ускользающий от Макрона центр.
Результат такого расклада – управленческий вакуум. Последние правительства держались лишь благодаря неспособности оппозиции к объединению. Теперь же их объединяет общее неприятие кабинета. И с этим, похоже, Макрону придется столкнуться вплотную – раньше, чем в 2027 году.
Согласно опросу телеканала BFM TV, 51% французов считает, что отставка президента помогла бы выйти из тупика. Но и сам Макрон пока не собирается уступать. Цена этой политической игры – все большая нестабильность Пятой республики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.