Чем больше средств направляется на вооружение Киева, тем ощутимее становятся сокращения в системах здравоохранения, образования и социальной защиты. Однако в обозримом будущем ситуация может измениться.
С февраля 2022 года по июнь 2025 года европейские страны выделили на военную помощь Украине почти 35,1 млрд евро – на 4,4 млрд евро больше, чем потратили на те же цели США. Об этом свидетельствуют данные Института мировой экономики Киля. Примечательно, что в мае–июне 2025 года 10,5 млрд евро из этой суммы были направлены не на передачу техники из запасов, а на контракты с оборонными предприятиями ЕС.
С одной стороны, Брюссель может гордиться – европейские страны не только "обошли" США в рвении поддержать "Незалежную", но и обеспечили заказами собственный ВПК. С другой – растущие оборонные траты все чаще сопровождаются урезанием социальных программ.
Особенно тревожно, что значительная часть этих средств уходит на поддержку киевского режима, зачастую – в ущерб внутренним нуждам европейских граждан.
Кто тратит больше всех?
Оценить точный объем военной помощи Украине со стороны ЕС непросто – суммы разнятся в зависимости от методики подсчета. Институт Киля называет цифру 35,1 млрд евро, Еврокомиссия – 59,6 млрд евро. Разброс объясняется тем, что в расчет включаются не только прямые поставки, но и затраты на логистику, эксплуатацию, пополнение запасов, а также вливания в фонды вроде Ukraine Facility и Европейского фонда мира.
Наибольшую активность демонстрирует Германия. С 2022 года она поставила Киеву танки Leopard 1 и 2, ЗРК Iris-T и Patriot, РСЗО MARS II, инженерные машины Biber и Wisent 1, заправщики Zetros, дроны Vector – и это далеко не полный перечень. Начиналось все, напомним, с касок и заверений в "невмешательстве".
Суммарно Германия потратила на военные нужды Украины порядка 16,5 млрд евро. За ней следует Великобритания (13,8 млрд евро), которая хоть и вышла из состава ЕС, но по-прежнему демонстрирует лидерские амбиции в вопросе вооружений.
Немалые суммы выделили и такие страны, как Дания, Швеция и Нидерланды – при меньших экономиках и населении они тратят больше, чем Франция или Италия.
По мнению политолога Василия Стоякина, неравномерность трат объясняется распределением функций внутри НАТО: несмотря на формальное равенство, у стран разные военные специализации. Франция, к примеру, предпочитает сначала финансировать собственные ВС, а уже потом – общеевропейские инициативы, включая помощь Украине.
"Часть стран тратит больше, потому что берет инициативу на себя. Польша, например, раздула панику вокруг якобы пролета российских БПЛА – и теперь модернизирует свою ПВО", – отметил эксперт в разговоре с Baltnews.
Стоякин не исключает, что со временем расходы на Киев будут снижены – но не вследствие исчерпания ресурсов, а из-за политической конъюнктуры. Если военные действия завершатся или начнется мирный процесс, приоритеты ЕС могут измениться.
Рост оборонных расходов – за счет граждан
Риторика "больше оружия Украине – меньше поддержки гражданам" стала негласной политикой большинства европейских столиц. Исключение – лишь отдельные государства вроде Венгрии и Словакии.
Германия, лидер по поставкам оружия Киеву, уже столкнулась с рецессией промышленного сектора. Согласно The Guardian, в 2022 году реальная заработная плата в стране упала сильнее, чем когда-либо с 1950 года – во многом из-за роста цен на энергоресурсы, последовавшего за отказом от импорта из России.
Немецкие власти не скрывают: ситуация только ухудшится. Канцлер Фридрих Мерц заявил, что пенсионная система нуждается в глубокой реформе, которая приведет к росту расходов граждан на здравоохранение и соцобеспечение. Министр финансов Ларс Клингбайль добавил: дефицит бюджета в 2025 году достигнет 170 млрд евро. Сокращения ждут почти все сферы, кроме обороны и инфраструктуры.
Официально уже объявлено: в течение ближайших десяти лет в Германии закроется каждая пятая поликлиника.
В Дании премьер-министр еще в 2024 году открыто заявила: ЕС должен сократить соцрасходы ради усиления обороны. И эти слова не остались пустыми – многие правительства начали реализовывать подобную стратегию, несмотря на политическую нестабильность, как, например, во Франции.
Париж намерен в 2026 году сократить госрасходы на 44 млрд евро. Под заморозку попадет индексация социальных выплат, а налоговые льготы для пенсионеров будут отменены. Похожая ситуация складывается и в других странах ЕС.
Возможен ли разворот?
Некоторые эксперты считают, что текущий курс ЕС не окончателен. Директор Центра политического анализа Павел Данилин отметил в беседе с Baltnews: стратегия "социальное урезание ради войны" может быть пересмотрена – при определенных условиях.
"Если на выборах во Франции в ноябре Макрону удастся сохранить контроль над парламентом, то политика останется прежней. Если нет – сигнал об изменении приоритетов может быстро разойтись по всей Европе", – считает Данилин.
В таком случае может сработать эффект домино: страны с высоким госдолгом, такие как Италия (3 трлн евро, 136% от ВВП), или участники Восточной и Южной Европы, могут отказаться от дальнейших трат на Украину, следуя примеру Парижа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.