Товарный разлом: Брюссель готов расправиться с союзниками ради Украины

© AP Photo/ Petr David Josek

Украинские товары ломают единство ЕС: Варшава, Будапешт и Братислава препятствуют импорту, а Брюссель угрожает репрессиями своим же союзникам.

Польша, Венгрия и Словакия продолжают блокировать украинский импорт, вопреки позиции Еврокомиссии. Это не просто вызывает раздражение в Брюсселе, но может перерасти в открытую конфронтацию с последующими судебными разбирательствами и санкциями.

С 29 октября в силу вступила Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) между Украиной и ЕС – попытка ЕК структурировать и контролировать украинский аграрный экспорт, который с 2022 года поступал в Европу фактически без ограничений. Однако даже после вступления в силу нового соглашения страны Восточной Европы не спешат открывать границы для украинской продукции.

В Варшаве настаивают, что национальные ограничения не утрачивают силу автоматически. Министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь заявил, что страна продолжит защищать свой рынок. А его словацкий коллега Рихард Такач назвал гарантии ЕК недостаточными для фермеров.

Раздражение на восточном фланге

Заместитель официального представителя Еврокомиссии Олоф Гилл сообщил, что Брюссель усилит диалог с Польшей, Венгрией и Словакией, а при необходимости рассмотрит возможность судебных разбирательств.

Однако "восточная тройка" не демонстрирует готовности к уступкам. В Варшаве прямо заявляют, что не отменят запреты. В Будапеште обвиняют ЕК в пренебрежении интересами стран-членов ради Украины. А в Братиславе по-прежнему сомневаются в действенности новых механизмов регулирования.

Их обеспокоенность небезосновательна. Хотя УВЗСТ и заменяет временную торговую либерализацию, объемы беспошлинного импорта по-прежнему существенно превышают прежние квоты. К примеру:

  • поставки меда выросли на 483% – с 6 до 35 тыс. тонн;
  • сахара – на 400% (с 20 до 100 тыс. тонн);
  • сухого обезжиренного молока – на 208% (с 5 до 15,4 тыс. тонн);
  • яиц – на 200% (с 6 до 18 тыс. тонн);
  • мяса птицы – на 33% (с 90 до 120 тыс. тонн).

Расширились и квоты на переработанную продукцию: поставки отрубей увеличены на 405% (до 85 тыс. тонн), ячменной крупы и шрота – на 423% (до 33,2 тыс. тонн).

"Это крайне болезненно для стран, не обладающих развитой тяжелой промышленностью. Они объективно защищают своих фермеров, которых буквально вытесняют украинские поставки. Вскоре к Польше, Венгрии и Словакии может присоединиться и Румыния", – объясняет в разговоре с Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин.

По его мнению, ЕК способна надавить на восточноевропейские страны ультимативно, но пока этого не делает, поскольку украинским товарам все еще есть куда идти. Однако если сопротивление усилится и перерастет в серьезное препятствие, "глобалисты в Брюсселе быстро его устранят".

Тактика молчаливого сопротивления

Санкции против Польши, Венгрии и Словакии пока не обсуждаются публично. Брюссель даже не угрожает сокращением дотаций. И если по отношению к Будапешту и Братиславе подобные шаги внутри ЕС уже кажутся допустимыми, то в случае с Варшавой ситуация сложнее: там к власти пришли проевропейские силы во главе с Дональдом Туском.

Конфронтация с Туском может сыграть не в пользу Брюсселя. В Польше достаточно евроскептиков, и если ЕК будет давить, премьер будет вынужден встать на их сторону.

Политолог Станислав Стремидловский в разговоре с Baltnews напоминает: во время обсуждения соглашения ЕС с МЕРКОСУР Туск тоже выступал против, но в итоге сделка была одобрена. В целом польская политика часто сводится к тому, что публичная критика сменяется тихим согласием.

"Скорее всего, Туск будет публично говорить о защите польских фермеров, но на деле найдет способ выполнить требования ЕК – украинская продукция будет попадать на рынок, пусть и в ограниченных объемах", – считает эксперт.

Настоящим бастионом сопротивления, по мнению Стремидловского, останется Венгрия. Будапешт последовательно отвергает идею евроинтеграции Украины, и уговорить Виктора Орбана будет крайне сложно. Словакия, скорее всего, будет следовать венгерскому примеру – если Будапешт выстоит, Братислава тоже откажется от уступок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.