Немецкая армия должна больше тратить и больше производить – это не цитата Гитлера за несколько лет до начала Второй мировой. Это публичное заявление генсека НАТО Марка Рютте в 2025 году.
Такие сравнения могли бы показаться утрированными, однако Германия действительно за последние два года начала больше тратить и производить. Настолько, что в Европе уже начинают формироваться негласные союзы против Берлина. Пока речь идет только об осторожных шагах Польши и Франции, но процесс уже начался, и его не остановить.
Берлин удивил всех
Обещание руководства Германии в 2022 году стать "столпом европейской обороны", как оказалось, было не пустым звуком.
- правительство ФРГ уже второй год активно готовит почву для возврата к обязательной воинской повинности, если бундесвер не сможет набрать достаточно контрактников;
- в 2025 году Германия потратила на оборону 86 млрд евро. Это больше любой европейской страны. ФРГ теперь на четвертом месте по тратам на оборону в мире, уступая место России;
- бюджет на 2026 год утвержден в размере 108 млрд евро – крупнейший со времен холодной войны;
- к 2029 году ежегодные военные расходы в Германии должны достигнуть 189 млрд евро, что втрое выше уровня 2022-го.
Многие в Евросоюзе в 2022-м не верили, что ФРГ сможет наращивать траты на оборону такими высокими темпами – причем в условиях политического кризиса, когда были проведены досрочные выборы и при рецессии, которую уже публично признал канцлер Германии.
Последние три года показали, что руководство этой страны может игнорировать падение уровня жизни, сворачивание тяжелой промышленности и другие экономические проблемы, но при этом активно наращивать расходы на ВПК.
Однако если наднациональные структуры ЕС благосклонно относятся к такой политике Берлина, то соседи Германии такого рвения не оценили. Казалось бы, ФРГ берет на себя огромные расходы, занимаясь организацией обороны Евросоюза. Тем не менее, скорее это повод для опасений.
Кто первым выбьет деньги из ЕС
В последний год члены ЕС все более нервозно реагируют на немецкую военную программу и ее бюджет – и на то есть причины.
Большую часть ассигнований на оборону Берлин направляет не на закупки американского оружия, а на производство для своих же немецких компаний. Разумеется, используя для этого лазейки в правилах ЕС о конкуренции. Именно она, как пишет издание Foreign Affairs, позволяет членам Евросоюза в обход всех процедур уведомления и согласования финансировать свою оборонную промышленность, если речь идет о "важнейших интересах безопасности".
Такой лазейкой пользуются и другие страны: Италия, Франция, Швеция и другие. Тем самым они стараются уравновесить влияние ФРГ и не позволить немецкому ВПК подавить своих европейских конкурентов окончательно.
Проблема, однако, в том, что Германия ослабила свои строгие правила бюджетной дисциплины, позволив себе значительные расходы на армию. В марте 2025-го бундестаг одобрил поправку к Конституции, которая вывела оборонные расходы из-под действия правила "бюджетного тормоза". Теперь расходы на оборону, превышающие 1% ВВП, не ограничиваются лимитами на заимствования. Это позволяет Берлину брать неограниченные кредиты на нужды растущей армии. Другие члены ЕС себе такого позволить не могут.
Сработало правило "самый сильный вождь забирает лучшие трофеи". Другие страны Евросоюза, которые сидят на куда более внушительном долговом чемодане, просто не могут себе позволить точно так же выбивать за счет кредитов деньги на армию.
Ранее в ЕС предприняли попытку создать совместный оборонный бюджет, чтобы обеспечить всем странам блока равный доступ к кредитной кормушке. Однако Германия наложила вето на инициативу. Берлин согласился лишь на 175 млрд евро дешевых кредитов для программы EU SAFE. Для сравнения: в планах ФРГ потратить сопоставимую сумму на оборону в ближайшие четыре года.
Главный аргумент Берлина – Германия не будет оплачивать траты правительств стран Евросоюза, которые являются безответственными должниками.
Развал единой безопасности ЕС
Ирония в том, что чем сильнее становится немецкая армия, тем больше единство европейской обороны разваливается на части, поскольку другие страны ЕС инстинктивно начинают выстраивать оппонирующие Берлину стратегические союзы. Среди таких государств, не считая Британии, уже есть Франция и Польша.
Франция, претендующая на статус великой державы, может вступить в открытое соперничество за военное превосходство с Германией. Это приведет Евросоюз к ситуации, когда ЕС не объединяется для противостояния с Россией, Китаем или США, а увязает в междоусобной борьбе.
Париж все чаще спорит с Берлином по поводу военных контрактов, в том числе касающихся производства оружия для Украины. Франция хочет, чтобы ее ВПК тоже получал весомую долю пирога. Это порождает все новые споры между ведущими игроками ЕС.
Добавляет масла в огонь и Польша, руководство которой, несмотря на внутриполитическую борьбу, также намерена сделать польскую армию самой мощной и многочисленной в ЕС.
Не исключено, что, помимо растущих стран на оборону, Варшава захочет стать военным ядром для скандинавских и балтийских стран, с которыми может сблизиться, вступив в "Северо-Балтийскую восьмерку" – клуб регионального сотрудничества, куда входят Дания, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия и Швеция.
Политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский рассказал Baltnews, что в 2022 году, когда канцлер Олаф Шольц объявил о кардинальном развороте немецкой политики, многие депутаты в Польше насторожились. Сегодня такие опасения, когда у власти коалиция Дональда Туска, только усилилась.
"Правительство Туска, что признают многие эксперты на Западе, все активнее ориентируется на Париж и Лондон. Поляки перезаключили договоры по военному сотрудничеству с Британией и заключили новые договоры с Францией. При этом Варшава стала заигрывать с северными странами Европы, создавая предпосылки для участия в "Северо-Балтийской восьмерке". Польские политики все чаще высказывают мысль, что защищать следует не только восточный фланг страны, но теперь еще и западный", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.