Язык "низших слоев" против "высот" латвийского национализмаЛатвийский "публицист" Бенс Латковскис выдал очередной перл: русский язык – это, оказывается, "язык низших слоев", "чернорабочих". А любой латыш, осмелившийся заговорить по-русски, автоматически демонстрирует свой "пониженный социальный статус". Интеллигентному человеку, видите ли, говорить по-русски – западло.
Давайте на секунду представим, что подобное высказывание прозвучало бы в России – но уже о языках национальных меньшинств. Представили? Уголовное дело за разжигание межнациональной розни было бы возбуждено в течение суток. Общественное порицание, отмена, остракизм – полный набор.
Но так как в Латвии "диктатуры" нет, а есть европейская свобода (правда, односторонняя), выдавать подобные высказывания о превосходстве латышского можно сколько угодно.
Служба госбезопасности Латвии высказывание Латковскиса в упор не замечает. Зато профессор Александр Гапоненко, осмелившийся говорить о дискриминации русского населения, получил десять лет тюрьмы – за "разжигание этнической розни" (ту самую, которую Латковскис разжигает в соцсетях) – и за "подрыв государственности". Потому что назвать вещи своими именами – это, оказывается, государственная измена. А вот публично унижать треть населения страны – это норма, это дискуссия, это свобода мнений.
Впрочем, есть в этой ситуации и комический элемент. Г-н Латковскис рассуждает об "интеллигентности" и "приличном социальном статусе" – и делает это на языке страны, из которой за двадцать лет уехала четверть миллиона человек. Уехала, заметим, не в Россию – а на тот самый "цивилизованный Запад", где гордые латыши массово пополняют ряды тех самых "низших слоев".
Моют посуду в лондонских ресторанах, собирают клубнику в Ирландии, работают на стройках в Германии. И там, надо полагать, общаются исключительно на латышском – демонстрируя свой недосягаемый социальный статус польским и румынским коллегам по цеху.
Самое печальное в этой истории – даже не сам Латковскис. Мало ли на свете провинциальных шовинистов с манией величия. Печально то, что подобная риторика стала в Латвии мейнстримом. Что можно безнаказанно называть сотни тысяч своих сограждан "низшим слоем" – и это не вызывает ни судебного преследования, ни хотя бы общественного осуждения.
Мышление в категориях расового и языкового превосходства – это и есть те самые "европейские ценности", которые роднят латковскисов с Западом. Особенно если вспомнить, к чему подобное мышление приводило Европу в прошлом веке. Но история, как известно, ничему не учит тех, кто не желает учиться.
Можно было бы сравнить, сколько лет существует русский язык, и сколько – латышский. Сколько всемирно известных произведений написано на том и другом языках. Сравнение не в пользу последнего – и никакие комплексы маленького человека из маленькой страны этого не изменят.
Что же касается "интеллигентности" – она измеряется не языком, на котором человек говорит, а тем, что именно он говорит. И по этому критерию такие, как Латковскис, свой социальный статус демонстрируют более чем наглядно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.Подписывайтесь на Baltnews в MAX