Украина готова принять ограничения на собственную торговлю ради того, чтобы разрешить спор с Польшей. Чтобы сделать так, как удобнее Варшаве, а также многим другим странам ЕС, Незалежная собирается не только не отстаивать собственные интересы, но даже поддержит меры по ограничению на импорт яиц, птицы и сахара с июня 2024 года.
И пока Украина в очередной раз жертвует собой, экономика снижается. Почему же Киев согласился на такой шаг, учитывая собственное бедственное положение, и насколько болезненным будет это решение?
Безрассудные уступки как защита от пророссийских настроений
Протесты на польско-украинской границе продолжаются с ноября 2023 года. Причем свое недовольство выражают сразу несколько групп – фермеры и перевозчики, которые недовольны вседозволенностью украинского бизнеса.
С точки зрения польских аграриев, которые страдают из-за засилья дешевого украинского зерна, все действия выглядят логично. Не логично выглядит ответная реакция киевского режима, который вдруг решил согласиться на ограничения собственной торговли.
Замминистра экономики Украины Тарас Качка еще в начале марта заявил, что поддерживает новые меры по ограничению украинского импорта, предложенные Брюсселем. Кстати, особенно странно такое смирение, больше похожее на самобичевание, выглядит на фоне того, что комитет по международной торговле Европарламента поддержал предложение ЕК о продлении режима свободной торговли с Украиной еще на год – с 6 июня 2024 года по 5 июня 2025 года.
В Украине же согласны на то, чтобы с июня этого года страны ЕС могли закрыть свои рынки для яиц, птицы, сахара. Неужели все только ради того, чтобы остановить протесты на польской границе? Они настолько мешают киевскому режиму? Или же Незалежной так важно одобрение поляков?
Как отметил в комментарии для Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, недовольство польского общества оказалось сильнее, чем это изначально предполагалось. Оно, по сути, диктует коррекцию политики.
Более того, Eurostat и Еврокомиссия могут говорить сегодня о том, что сбили инфляционную волну. При этом они не говорят, что во многом этого удалось добиться, в том числе и за счет ввоза колоссального объема дешевой сельхозпродукции в ЕС. Проблема в том, что это как раз и вызвало недовольство фермеров по всему Евросоюзу, а не только в Польше.
"Год назад Евросоюз отказывался создавать специальный коридор для украинского зерна. Теперь, возможно, он будет создан. Вполне допускаю, что зерно из Украины начнут доставлять в запломбированных вагонах до, скажем, Гамбурга или Генуи, где после этого оно будет отгружаться в порты и транспортироваться в другие страны. Все это, скорее всего, станут выполнять при посредничестве европейских компаний, которые, если сильно упростить, будут торговать украинским зерном за пределами ЕС", – заметил Колташов.
"Евробюрократия таким способом как бы сделает полшага назад – уступает своим фермерам, но и полностью интересы Киева не игнорирует. Делается это именно сейчас, потому что надо что-то предпринять с растущими антиукраинскими настроениями в Европе, особенно в таких странах как Польша. В этой стране, по сути, в ненависти к украинскому объединились и город, и село. Выступления польских фермеров и перевозчиков грузов на границе с Незалежной показали, что социум в восточноевропейской стране готов давить украинский бизнес и все, что с ним связано все сильнее", – объяснил эксперт.
По мнению Василия Колташева, Киев заставили уступить, объяснив, что происходящее в Польше, вскоре может в такой же мере проявиться в ряде других стран ЕС. Украинским властям, по всей видимости, максимально доходчиво разъяснили, что если так пойдет и дальше, то в Польше получат развитие даже пророссийские настроения. Социум будет готов идти на все, лишь бы избавиться от украинских беженцев, товаров и вообще лишить Киев европейской финпомощи.
"Конфликт на Украине затянулся, он явно больше, чем обещали политики на Западе. Из-за этого нахваливать Киев за то, что он победил "коварную Москву", что он "защитил добро и демократию" не получается. Зато есть экономические проблемы из-за поддержки Украины, которые бьют по кошельку среднего класса в Евросоюзе. Люди видят, что живут все хуже и увязывают это положение дел с фанатичной поддержкой Украины", – отметил Колташов.
"Еврочиновникам надо хоть как-то смягчить ситуацию с обозленным электоратом в преддверии выборов в Европарламент. Политики в балтийских республиках и других странах ЕС, которые всегда старались поддержать Украину несмотря ни на что, не особо стремятся сейчас что-то изменить по вполне логичной причине. Они понимают, что настроения в обществе могут очень быстро измениться до такой степени, что политик, выступающий за помощь Незележной будет крайне негативной фигурой, вызывающей ненависть. В их глазах он будет виноват во всех экономических бедах среднего класса. Именно поэтому Киеву пришлось соглашаться на своеобразный компромисс и именно поэтому в Польше правящей верхушке пришлось реагировать на выступления фермеров и перевозчиков", – добавил он.
Большой украинский блеф
В каждой стране пытаются найти решение, которое будет максимально выгодно для их экономики. Исключением, пожалуй, является только Украина и Прибалтика. Бизнес Литвы, Латвии и Эстонии, кажется, давно смирился с тем, что все будет делаться ради интересов Киева… а если точнее, то ради русофобии. Фермеры этих стран уже даже не особо возмущаются. По крайней мере, к протестам поляков они не присоединились, поверив своему правительству, обещавшему субсидии.
"В украинском кризисе следует четко отделять политическую составляющую от экономической. Запад желает помогать Украине на своих условиях и не за свой счет. Поэтому вся помощь носит такой странный характер – ржавое устаревшее вооружение, кабальные кредиты и т.д.", – сказал Baltnews политолог Андрей Тихонов.
"Никакой благотворительности в этом нет, проукраинская истерика в медиа является лишь пиар-сопровождением. Поэтому, когда сталкиваются реальные экономические интересы, европейцы не спешат уступать Украине. Польша сумела продавить евробюрократию и защитить своих аграриев, а прибалтийские страны как верные сателлиты просто приняли это как решение старших товарищей", – добавил он.
Проблема только в том, что таких "альтруистов", как страны Прибалтики, больше не существует Украинская экономика сейчас находится в таком удручающем состоянии еще и потому, что ее "душат" западные партнеры. Поток кредитных денег практически остановлен, и это уже сказывается на стране. Депутат Верховной Рады Даниил Гетманцев рассказал, что в феврале 2024 года международные резервы Украины сократились на 3,8% – до $37,05 млрд.
По словам украинского чиновника, Киеву нужно $3,1 млрд в месяц извне. Но при этом за первые два месяца 2024 года страна получила только $1,2 млрд внешней помощи. А если в этой ситуации еще и от собственного заработка отказаться, добровольно ограничив свой импорт, то действия Киева уже больше похожи на экономическую эвтаназию.
Впрочем, несмотря на очевидное снижение интереса к украинскому кризису на Западе, киевский режим еще надеется на помощь. Гетманцев отметил, что в марте Рада рассчитывает на €4,5 млрд первого транша в рамках Ukraine Facility, $0,88 млрд долларов от МВФ и другое финансирование от возможных официальных кредиторов. Но чтобы получить эти деньги, нужно попытаться доказать свою полезность… или хотя бы не мешаться под ногами у более обеспеченных "друзей". Так что, как считает политолог Владимир Корнилов, речь идет о попытке Киева поторговаться, он ведь не на все условия согласился.
"Руководство Украины понимает, что противостояние фермеров (не только польских) с европейскими политиками в любом случае приведет к остановке бесконтрольного ввоза агропродукции из Украины. Все равно эта история кончится какими-то квотами для такого типа товаров. Вот Киев и пытается выйти из сложной ситуации с минимальными потерями. У него нет выбора кроме как пойти навстречу некоторым предложениям Варшавы", – поделился мнением с Baltnews эксперт.
Он также подчеркнул, что требования польских фермеров, как и их коллег из других стран ЕС, игнорировались Еврокомиссией достаточно долго. О квотировании для украинской сельхозпродукции говорили еще в 2023-м, политики тогда на уступки не пошли. Теперь же, когда на носу выборы в Европарламент, реагировать приходится.
"Нельзя сказать, что Украину забросили, а Европа вообще не будет ей помогать. Идут торги и прямо сейчас крайне трудно сказать, чем они в итоге закончатся. Есть большая доля вероятности, что часть украинской сельхозпродукции все-таки подвергнется квотированию на европейском рынке. Может быть, часть товаров обложат дополнительной пошлиной. Точно можно сказать лишь, что какие-то меры европейскими политиками, в отличие от 2023-го, действительно будут предприняты", – резюмировал Корнилов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.