Английский пасьянс: манипулируя балтийскими вассалами, Лондон ведет их к гибели

© РИА Новости

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Великобритания старается слепить из стран Балтии и Польши крепкую антироссийскую коалицию себе на благо.

Перу известного польского публициста Станислава Цат-Мацкевича (1896-1966), работавшего до Второй Мировой войны в Wilno главным редактором газеты "Слово", принадлежит любопытное наблюдение:

"Некоторые народы презирают шпионов, у других они в большом почете. Например, у англичан. Любой уважающий себя англичанин втянут в шпионскую сеть".

На службе Ее Величества

Цат-Мацкевич абсолютно прав. Только англичанин мог придумать романы о Джеймсе Бонде, непобедимом агенте 007. Не случайно Лондон стал центром притяжения для отбросов специальных служб всех стран. На нашей памяти из РФ сюда удрали и получили покровительство, например, Александр Литвиненко и Сергей Скрипаль.

Вне границ Туманного Альбиона любой его посланец втянут в шпионскую сеть. Если он у Короны на службе – он профессиональный разведчик. Как, например, посол в Литве Брайан Олли. Чем бы глава дипмиссии здесь ни занимался, все сводится к одной цели – сплочению литовского общества на почве антироссийских настроений. Так ему сформулировали задачу.

Это неудивительно, поскольку из Лондона в данный момент на Москву смотрят, как на главную европейскую конкурентку. Основную миссию Великобритании во внешней политике еще 22 января 1901 года сформулировал новый король Эдуард VII. Для флага "Юнион Джек" политической задачей стало сохранить влияние путем борьбы с тем континентальным государством, которое ближе всего к достижению гегемонии в Европе. Сегодня на мушке Россия. Цена победы значения не имеет. 

Пауль Крюгер, президент республики Трансвааль во времена англо-бурской войны (начата 11 октября 1899-го) дал точную характеристику политики Даунинг-стрит: "Ложь, интриги, мошенничество, тайные кампании и подстрекательство". Прошел с той поры век с четвертью, но на консервативном острове ничего не изменилось. Тем более, что британцы исключительно высокого мнения о своей стране. Например, Первый маркиз лорд Джордж Керзон, бывший министр иностранных дел, посвятил мемуары всем, кто верит, что "Британская Империя благодаря божественному провидению является величайшим инструментом добра, какой когда-либо видел мир".

Бойтесь данайцев с дарами

Итак, посол Великобритании в Литве Брайан Олли, представляющий интересы величайшего инструмента добра, не стесняется говорить в интервью местным журналистам, что сегодня Лондон старается из стран Балтии и Польши слепить антироссийскую коалицию. Преуспевает, но хотел бы ускорить процесс.

В помощь руководителю дипломатической миссии в Вильнюс прилетел министр по вопросам Европы Грэхэм Стюарт с чемоданом подарков для аборигенов. Еще один чемодан Стюарт отвез в Ригу. В Эстонии подарки раздавал его коллега, Джеймс Хиппи, министр обороны. 

Как видим, одурачивание прибалтов Даунинг-стрит поставил на конвейер. Впрочем, когда было иначе? В марте 1939 года британцы обманули Польшу, пообещав ей гарантии безопасности против Германии. Но слова не сдержали, подставив Варшаву под удары Берлина. Так началась Вторая Мировая. Кто окажется виновным, если Третья мировая начнется с "подставы" Вильнюса, Риги и Таллина?

Что сказал Грэхэм Стюарт литовским туземцам? Ничего нового:

– демократическая Украина не является каким-то нацистским государством, 

– есть только один возможный исход конфликта – победа Киева,

– спасибо литовскому народу за то, что встал на защиту украинского народа в ничем не спровоцированной агрессии,

– Минобороны Литвы согласилось поддержать программу базовой подготовки украинских сил под руководством Великобритании в соответствии с подписанной в мае совместной декларацией о расширении сотрудничества в области обороны и безопасности, 

– европейская воля к сопротивлению сохраняется, мы не допускаем ползучей нормализации самого большого врага,

– Россия должна быть побеждена.

Точка.

Стыдливая солидарность

Если обобщить, министра по делам Европы ситуация на континенте интересовала только сквозь призму украинских событий и в контексте консолидации политических, экономических и военных антироссийских усилий. Что не удивительно, если помнить главную задачу внешней политики Лондона – бороться с тем европейским государством, которое в данный момент наиболее симпатично жителям Старого Света. 

К тому же, Туманный Альбион никогда не вел, не ведет и не будет вести войн в одиночку. Он отважен только в коалиции. Литва, Латвия, Эстонии и Польша не бог весть какие мощные союзники. Однако, когда нет лучших, и такие сгодятся для подтявкивания.

Переть в лоб против России опасно, поэтому Стюарт попытался навязать партнерам обтекаемую формулировку: "Наш общий враг – это [президент Владимир] Путин и его режим, а не российский народ". Литовцы и латыши точно не согласились, эстонцы, вероятно, не в восторге. В Балтии давно утверждают – ответственность за СВО ВС РФ на Донбассе должен нести каждый гражданин России. Об этом говорят даже президенты трех стран. От Лондона они ждут гарантий безопасности, чтобы готовится к реализации своих антироссийских планов.

Но в этом месте министр по вопросам Европы Стюарт оказался менее словоохотлив и более неконкретен:

– вы уже видели в Латвии и Литве успешное развертывание сил быстрого реагирования JEF (состоит из подразделений восьми стран НАТО под общим командованием Великобритании), 

– видели британский контингент в Эстонии,

– из Лондона поддерживают литовскую разведку, 

– есть Финляндия и Швеция, стремящиеся вступить в НАТО, есть Германия, обещающая увеличить расходы на оборону,

– Альянс на 100% поддерживает страны Балтии и готов сказать любому агрессору, что члены блока будут защищены. 

Одним словом, конкретных гарантий Лондон не дает, как и в 1939 году в отношении Польши. Корона всего лишь призывает: айда толпой за мною бить главного конкурента Великобритании!

Осталось получить у народа Литвы – равно как у латышей с эстонцами – ответ на главный вопрос: оно им нужно, превращаться в болванов в старом польском преферансе с предсказуемым итогом игры?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.