Молдавский политик: вывести страну из бедности и нищеты может только диалог с Россией

© Sputnik / Владимир Астапкович

Энергетический кризис вынудил жителей Молдавии жить в холоде и с огромными счетами на руках, но президент Майя Санду не находит ничего лучше, как выступить с очередными антироссийскими инициативами.

О том, чем заплатят власти Кишинева за организованную нищету, есть ли надежда на помощь союзников и какие новые ценности продвигает президент республики Майя Санду рассказал в беседе с Baltnews депутат парламента Молдавии от Партии социалистов Богдан Цырдя.

– Господин Цырдя, какие экономические, энергетические и социальные изменения могут ждать Молдавию в 2023 году?

– Если смотреть на принятый в первом чтении государственный бюджет, то параметры вызывают тревогу.

Во-первых, дефицит бюджета составит 18 миллиардов молдавских леев (около $1 млрд). Деньги поступают в страну в виде внешних и внутренних кредитов, которые берутся под 15% и 22%. Напомню, что в Молдове все коммерческие банки в 2018 и 2019 году были скуплены иностранцами. Европейским банком реконструкции и развития "управляют", как мы считаем, немцы.

Во-вторых, кризис ВВП и экономического роста. Если проще, то ВВП Молдовы в январе – сентябре 2022 года в реальном выражении снизился на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным МВФ, к концу 2022 года спад составит 2%.

Как утверждал глава Минфина Думитру Будянски, в 2023 году "инфляция прогнозируется на уровне 15,7 %, экспорт вырастет всего на 1,4 %, а импорт – на 3,2 %, что для Молдовы априори означает замедление экономических процессов". Рост ВВП составит всего 2 % – и то по самым оптимистичным прогнозам Минфина. На самом деле, мы входим в экономическую рецессию.

И, в-третьих, внешние кредиты от "партнеров". Так, из общей суммы доходов государственного бюджета на следующий год в 64,86 млрд леев 11,7 млрд леев пойдут на выплату процентов и долгов. А это 18% госбюджета! Фактически, денег на капитальные инвестиции и развитие нет.

Это огромнейшая ноша для молдавского финансирования. В 2022 году среднегодовая инфляция в стране побила европейские рекорды и достигла 30%, в ноябре – 34%. Индексация пенсий в 2023 году будет 14%, это в два раза ниже уровня инфляции, что противоречит национальному законодательству. Наших пенсионеров ограбили на 16%. А уже сегодня реальная зарплата в бюджетном секторе упала на 31%, но власти постоянно говорят о повышениях на $10-20. Идет массовое обнищание населения, серьезный экономический кризис. Мы находимся на пороге невозможности оплатить внешние и внутренние долги.

– С какого момента страна потеряла контроль над экономической и энергетической стабильностью?

– С момента, когда республика Молдова не смогла вовремя заключить газовый контракт с "Газпромом", внесла непонятные формулы подсчета цены за газ, отказалась признавать долг перед российской энергетической компаний в $709 миллионов. Власти обещали провести аудит до мая 2022 года, но сделали его только в начале декабря. В этой ситуации у нас появились проблемы с "Газпромом" – летом цена взлетела до $1800 [за тысячу кубометров газа].

Напомню, в конце 2020 года и начале 2021 года тысяча кубометров газа от "Газпрома" стоили $126, летом 2022 сумма выросла в 14 раз до $1860 долларов. Сегодня она чуть меньше $800. Сейчас российская энергетика не выдает нам весь объем газа и урезала его наполовину, потому что мы не рассчитываемся с долгами, опаздываем с оплатой аванса и храним часть газа на Украине. При этом "Газпром" выразил недоумение, что мы не просто храним, а отдаем ресурс Киеву. И ту часть, что мы обещали Приднестровью, отбираем и делимся с Киевом.

В итоге у нас возникли проблемы не только с ценой по газу, что привлекло к банкротству многих предприятий. Молдова в дополнение приняла закон, который обязует наши власти покупать электричество минимум у двух поставщиков. Поэтому если раннее мы покупали мегаватт за $62 у "Молдавской ГРЭС", то с середины весны мы начали закупать у Киева 30% электроэнергии по $100. Позже вследствие конфликта и ракетных обстрелов на Украине электричество перестало поступать в Молдову, стали закупать у Румынии. На словах по90 евро за мегаватт, на деле ноябрь показал, что мы заплатили 240. В четыре раза дороже, чем у молдавской "ГРЭС". В Молдавии цена за мегаватт взлетела с 1,5 до 6 леев. Это привело к банкротству стекольных, кирпичных заводов и пекарней.

Директор "Молдовагаз" (дочернего предприятия "Газпрома") Ион Чебан нам заявил, что кубометр газа будет стоить не 30 лей, а может дойти до 35 леев (105 рублей). Это катастрофа. Два года назад при бывшем президенте Игоре Додона газ стоил 4 лея 60 бань за кубометр (12-13 рублей куб). Подорожание в семь раз. Спасает только куча кредитов от Европейского союза, частично грантов, с помощью которых власть пытается компенсировать стоимость газа. Но получается это сделать только на 20–30%. Бизнесу не компенсируется ничего.

– Как граждане справляются с кризисом, держа в руках счета с огромными цифрами, не имея возможности их оплатить?

– В ноябре потребление газа и электроэнергии упало на 45%. Люди просто мерзли. На юге топили кизяком, снимали и выкладывали в интернет со словами "прорвемся". А треть граждан выживает за счет денежных переводов от родственников из-за рубежа. Но и этого уже недостаточно, потому что люди живут в тяжелых условиях и решениях.

– Действующая власть Молдавии берет кредиты у западных коллег и кураторов, которые, возможно, придется выплачивать десятки лет. Как страна планирует их возвращать?

– Приведу пример. В 2021 году приняли бюджет с дефицитом в 20 миллиардов леев (около миллиарда долларов), в этом году дефицит составил 18 миллиардов леев. За два года почти 40 миллиардов леев (это более двух миллиардов долларов). Большая часть кредитов была набрана у коммерческих банков. Что они сделали? Реструктурировали. Попросили банки дать им отсрочку. Так и решают проблемы. Берут кредиты у Запада, чтобы погасить действующие. Как долго это будет продолжаться – неизвестно.

В начале декабря был заново подписан контракт с "Молдавской ГРЭС" и начаты закупки уже не по $62, а по $72 за мегаватт. Закупать будут 70%. А все это потому что у Запада и Румынии этой электроэнергии нет, но Европа попросила пойти на переговоры с "Молдавской ГРЭС". Как признался один из представителей власти, это было сделано с целью спасти энергетическую систему Украины и чтобы Запад мог экспортировать электроэнергию в Киев. Ситуация такая: половину газа мы берем у "Газпрома", половину у Румынии. Своей недальновидностью, русофобией и тотальной зависимостью от США, власти Молдовы привели республику к кризису во всех направлениях.

– На ваш взгляд, как будут решаться проблемы республики в следующем году и будут ли?

– Все зависит от регионального контекста и от уровня взаимодействия России и США. Я не вижу хороших и выгодных решений от нынешнего правительства, тем более в пользу граждан. Власти все списывают на конфликт в Украине, на Кремль, Владимира Путина и "Газпром". Раньше это помогало, но теперь работает меньше. Даже последний опрос американского республиканского института IRI показал, что у президента Молдовы Майи Санду третье место в рейтинге. Первое занял мэр столицы Ион Чебан, второе – бывший президент Игорь Додон. Аналогичная ситуация с партией. При досрочных выборах партия Майи Санду "Действие и Солидарность" уйдет в глухую оппозицию.

– С какими государствами возможен конструктивный и "плодотворный" диалог по выводу Молдавии из кризиса?

– Первый экономический партнер республики – Румыния. До этого были страны СНГ и Российская Федерация. Но с Россией и Беларусью отношения испорчены от слова совсем. При этом сегодня мы закупаем часть электроэнергии у Румынии, на 3 декабря это была уже половина. Сейчас вся надежда властей и непосредственную помощь Румынии и Евросоюза, которые обещают нам миллиарды, но их никто не видит.

Зато заметно, как военный бюджет страны увеличился в два раза. С 800 миллионов леев в 2020 году до 1 млрд 600 леев в 2022. Вот на что уходят деньги. Запад выдает нам кредиты, направляя часть финансов на вооружение и военную помощь. Происходит милитаризация Молдовы и жесткий поворот в сторону авторитаризма, диктатуры и борьбы с Россией. Об этом говорят уже открыто, не переставая вызывать российских послов. Осуждения Москвы не прекращаются. Подчеркну, что наша республика является нейтральной, на что власти решили "наплевать". "Партнеров", за исключением Запада и Румынии, у нынешней власти больше нет.

– С 18 сентября 2022 года в стране с новой силой вспыхнули протесты из-за повышения цен на газ. Был ли услышан народ за эти четыре месяца и состоялся ли диалог парламента с гражданами?

– Как только начинаются протесты, у президента Майи Санду начинается неконтролируемая истерия. Лидера регулярно приглашают в западные страны. Местные молдоване шутят: "Президент Майя Санду с официальным визитом посетит республику Молдова", поскольку находится она только за границей. Человек находится строго за пределами страны, где ее в этот период "накачивают" похвалой, выдают медали и ордена. Не удивлюсь, если наград у нее уже больше, чем у Брежнева.

Протесты продолжались, но минус был в том, что председателю партии "Шор" Илану Шору вместе со своей фракцией удалось притянуть только три партии – партию Вадима Мишина "Возрождение", партию Георгия Кавкалюка "Строим Европу дома" и партию "Коммунистов" Владимира Воронина. А другие политические стояли в стороне, создав свою альтернативную повестку, делая заявления, но так и не присоединившись к протестам Шора.

В какой-то мере это помогло Майе Санду заявить, что осуществляемые протесты организованы "ворами и бандитами", которые профинансированы Россией. Да и все акции – гибридная война против Молдовы. Ее призыв был таков – просить помощи у Запада. Данные протесты ослабили систему, напрягли финансовые ресурсы, усилили борьбу внутри кланов партий, дискредитируют власть и приведут партию власти и президента страны к проигрышу на выборах при их организации. Но власть не прислушалась к гражданам, поскольку не имеет корень в народе, но зато обрела внешнюю поддержку, на ней Санду и держится.

– Ждать ли республике продолжения протестов в новом году?

– Весной ситуация ухудшится. Счета за газ и энергию вырастут, зимой граждане платят больше, чем летом. Думаю, что после увиденных счетов люди разозлятся. Всеми оппозиционными политиками власти обвиняются в коррупционных схемах госзакупок, неправильных закупках газа и электроэнергии, и, конечно, вопрос – где деньги, которые дает Запад и обещание хороших времен? Граждане "оплакивают" даже олигарха Владимира Плахотнюка, которого "проклинала" вся страна еще два года назад. Вот к чему мы пришли.

Протесты вспыхнут, попытаются запретить партию "Шор", а потом и партию "Социалистов". Сегодня уголовные дела заведены почти на всех лидеров оппозиции. Почти все являются "уголовниками". Начали идти и против мэра Кишинева Иона Чебана, у которого недавно прошли обыски. А почему? По американским опросам, он занял первую строчку рейтинга популярных в стране политиков.

– Оппозиция хорошо понимает, что нужно сделать, чтобы республика перестала быть в статусе "бедности и нищеты". Какие действия должен предпринять парламент в первую очередь?

– С моей стороны, необходимо отменить закупки электроэнергии с двух источников и закупать 100% электричества у "Молдавской ГРЭС", нужно бросить все и ехать в Москву решать газовый вопрос, чтобы платить, например, как сербы, заключать долгосрочный контракт. Вот эти два первых шага [нужны], чтобы снять напряжение с энергетического сектора.

Несмотря на то, что мы "облаяли" Москву, нам открыли рынок для 53 предприятий. Нам их открыли, а мы вызвали российского посла в МИД и отчитали его. И еще один шаг – принять закон о военно-политическом нейтралитете, который предлагает партия "Социалистов" и перестать давать оценки конфликту на Украине, в Ираке, Сирии, Афганистане, Нагорном Карабахе и так далее.

Хочется напомнить, что мы – нейтральное государство, мы не имеем к этому никакого отношения. Нейтралитет – полное отсутствие военных блоков на территории страны, сдержанность в оценке военных конфликтов на территориях других государств. Это не наше дело, что у Китая с Тайванем и у России с США. У нас ни ресурсов, ни статуса, ни положения, чтобы учить и давать оценки крупным державам, а тем более стратегическим партнерам. У нас с РФ заключен договор от 2001 года (пролонгирован в 2011). Нужно придерживаться своей Конституции и международных договоров, а потом идти просить газ и электроэнергию. Но вместо этого мы готовим декларацию парламента о признании России государством-спонсором терроризма.

– В республике заявили, что общественное мнение страны против молдавских лидеров формируют именно российские спецслужбы. Конкретно – глава Службы информации и безопасности Молдовы Александр Мустяца обвинил Россию в информационной войне против республики. Более того, он добавил, что эти действия против страны якобы координируются из единого центра в Москве. Какова цель этого заявления?

– Когда они что-то говорят, то это с точностью наоборот. Дело в том, что в Молдове еще в 2017 году был принят закон о борьбе с российской пропагандой. В 2020 году этот закон был отменен, я был одним из авторов отмены. Но в 2021 нынешний президент Санду его вернула. И закон продолжает запрещать все российские новости и аналитические программы на территории Молдовы.

Вопрос: как Россия может проводить пропаганду в Молдове, если запрещены все новости из РФ? К тому же, с 19 ноября было запрещено вещание шести русскоязычных телевизионных каналов! Это и РТР, Первый в Молдове, НТВ, Акчент ТВ, Орхей ТВ, ТВ-6. Невиданный удар по всем русскоязычным СМИ Молдовы.

За один год в 2022 году в стране закрыли минимум 15 оппозиционных сайтов, а редакцию "Спутника" просто разгромили. Плюс 6 ТВ, о которых мы говорили выше. Как России делать пропаганду и чем? При этом все вышеперечисленные ТВ не имели российских новостей, так как они были запрещены. В Москве, может быть, и хотели, да нечем, потому что в Молдове исключительно жесткая западная пропаганда.

Зато в Молдове 105 телеканалов и порталов на западном финансировании, которые получают по $300 тысяч в год, а некоторые и по $2 млн в год. Их называют "независимыми СМИ". Это был мой подсчет в 2020 году, сейчас их еще больше. В Молдове день и ночь продвигается западная повестка, в том числе и на русском языке.

Пропаганда ЛГБТ, легализация проституции, конфликт на Украине и как россияне "издеваются" над украинцами. Нас заставляют смотреть это. О какой российской пропаганде может идти речь? У них даже фантазии нет, поскольку тезис про "управление из единого центра" принадлежит мне, который я упоминал в своей книге. Это они управляются из того самого "единого центра".