Десятый пакет санкций против России: идея есть – ума не надо

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Евросоюз никак не может остановиться и генерирует все новые рестрикции. В то же время там понимают, что санкции бесполезны и нанесут еще больший вред экономике самого Запада.

Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила, что десятый пакет антироссийских санкций будет, в первую очередь, сосредоточен, на закрытии лазеек в уже принятых ранее ограничительных мерах.

Надо признать, таковых сейчас, действительно, очень много. Начать хотя бы с того, что Европа по итогам 2022 года – даже после того, как в декабре ввели эмбарго – увеличила закупки топлива из стран третьего мира, которые эти бензин, дизель, мазут и другие нефтепродукты производят из российской нефти. Есть и увеличение поставок российского СПГ – за девять месяцев 2022 года ЕС нарастил импорт этого типа энергоносителя на 50% до 15 млрд кубометров.

Да, против закупок сжиженного газа пока что санкций нет, но ведь в плане RePowerEU, который Еврокомиссия приняла в этом году, четко сказано, что надо отказываться именно от российского газа – неважно, в сжиженном он состоянии или нет. Есть и множество других факторов, которые никак не вяжутся с логикой Брюсселя, суть которой – лишить российскую экономику доходов.

Введем санкции, а потом подумаем

В Reuters еще на прошлой неделе сообщали, что десятый пакет рестрикций против РФ должен быть одобрен к концу февраля этого года. В агентстве даже уточнили, ссылаясь на свои источники, что Польша и Литва настаивают на:

  • внесении в новый список санкций против атомного сектора России;
  • запрете работы некоторых СМИ (разумеется, тех, кто не согласен винить Москву во всех смертных грехах);
  • отключении большего количества российских банков от SWIFT;
  • прекращении торговли алмазами.

Некоторые дипломаты также призвали установить дополнительные санкции и против Белоруссии. Правда, в Reuters тогда же отметили, что получить согласие всех членов Евросоюза на подобные меры становится все труднее.

Очень показателен пример Великобритании, которая, хоть уже и не часть ЕС, но первее и активнее всех вводила санкции против российского нефтегазового сектора. По данным аналитической компании Kpler, нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Джамнагаре что на западном побережье Индии, импортировал 215 партий сырой нефти и мазута из России в 2022 году. Это в четыре раза больше, чем было закуплено в предыдущем году. И вот же совпадение! Великобритания импортировала 10 млн баррелей дизтоплива и других продуктов нефтепереработки из Джамнагара с февраля 2022 года. Это в 2,5 раза больше, чем она закупила в течение 2021 года у трейдера Trafigura, компаний Shell, BP, PetroChina Co и индийской Essar Group вместе взятых.

Выходит, от российской нефти Лондон отказался, Москву доходов лишил. Только из-за индийских НПЗ от эмбарго против российской нефтянки, как оказалось, мало толку. Получается, Москва де-факто продолжает зарабатывать на потреблении топлива Лондоном, но просто через посредника. Да, теряя при этом часть доходов, но зарабатывает.

Это не считая отдельных закупок черного золота из РФ со стороны британской Shell, в ходе которых нефть перегружалась в море с одного танкера на другой (смешивая разные сорта), из-за чего компании даже приходилось публично извиняться.

И это все несмотря на восьмой пакет санкций ЕС против России, который предусматривает введение ограничительных мер против третьих стран и лиц, содействующих Москве в их обходе.

А все ли согласны?

Проблема для ЕС сегодня состоит не только в том, что есть очень много лазеек, которые позволяют либо обходить рестрикции (вспоминаем про новый сорт нефти "латвийская смесь"), либо вообще их игнорировать, не боясь понести наказание. Есть еще и большие вопросы, а получится ли вообще принять десятый пакет санкций в том виде, в котором хочет Еврокомиссия.

Каждый новый "пакет" тяжелее предыдущего в том плане, что не все в ЕС готовы идти на такие меры. В эмбарго на нефть из РФ ведь пришлось сделать исключение для ряда восточноевропейских стран не потому что их политический вес больше, чем у Германии или Франции. Просто Венгрия, Словакия и Чехия никаким другим путем импортировать у других источников, кроме как из РФ по трубопроводу "Дружба", физически не могут. А поскольку Брюссель никакой рабочей альтернативы этим поставкам предложить не смог, пришлось пойти на уступки восточноевропейским странам.

В десятом пакете, если верить заявлениям главы ЕК, могут быть рестрикции против "Росатома". Но как к этому отнесется та же Венгрия? У нее давние партнерские отношения с Россией в атомной отрасли, поэтому она может заблокировать санкции в этой области. По сути, санкции против "Росатома" (у которого самый большой в мире портфель заказов на новые проекты АЭС) ударят по новым проектам, включая создание АЭС "Пакш-2" в Венгрии, а вот публичные российские компании не пострадают, поскольку атомный сектор не представлен на Московской бирже.

Судя по недавним заявлениям хорватского политика Ивана Вилибора Синчича – участника делегации Европарламента – оспаривать принятие новых санкций против Москвы будет и Хорватия. Чем ее должен задобрить Брюссель, есть ли у него что предложить взамен? Ответа нет.

Исключение еще большего числа российских банков из глобальной системы SWIFT, которого требует Польша, – это тоже сомнительная инициатива.

По данным Eurostat, за девять месяцев 2022 года товарооборот между странами ЕС и России – 210 млрд евро (на 19,9% больше показателя 2021 года). Если взять и просто отключить финансовые организации РФ от системы SWIFT, как это переживут экономики стран Евросоюза, которые торгуют с Москвой? Кто компенсирует убытки, найдет новых поставщиков оборудования, сырья? Кто предоставит европейским производителям новые рынки сбыта, причем чтобы доход от торговли оставался тем же?

А ведь у компаний из Старого света есть активы на территории РФ. Много. В той же нефтегазовой отрасли целый ряд компаний включая Shell, BP и ряд немецких корпораций, хоть и не спешат заключать с российскими компаниями новых контрактов, от своих активов в РФ полностью не избавились. Просто так отдать их Москве? А убытки кто, возместит, Брюссель?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.