Для России конфликт на Украине носит, как выразился "реалистичный" американский геополитик, профессор Джон Миршаймер, экзистенциальный характер, если по-простому, для нее это является вопросом выживания. В то же время у специальной военной операции есть и другое, более глубокое и интересное измерение – в ней также решается то, в каком виде будет существовать Североатлантический альянс, если он вообще сохранится.
Иначе как объяснить, например, заявление директора национальной разведки США Эврил Хейнс, что поражение Украины имело бы глобальные последствия, в том числе для прочности альянсов Запада: "Я думаю, не вызывает сомнений то, что в интересах всех нас поддерживать Украину так сильно, как мы можем", – подытожила она свое выступление о том, что западные страны поддерживают Украину не только ради нее самой, но и в собственных интересах, потому как поражение Киева в затеянной Западом авантюре на деле будет означать поражение Запада и всей его системы безопасности.
До этого генсек альянса Йенс Столтенберг говорил, что победа России в конфликте на Украине станет поражением НАТО и этого нельзя допустить. Тут становится понятно, за что Запад будет воевать до последнего украинца и что движет странами альянса, когда они продолжают поставлять Киеву все новые и новые образцы вооружений.
Западные арсеналы переезжают на Украину
К слову, о последних – на фоне известий об успехах российских войск речь зашла об отправке на Украину западных основных боевых танков. Так, Великобритания планирует поставить 14 Challenger 2, а также 24 САУ AS-90 калибра 155 мм и неназванное число БТР "Бульдог". Мало того – к ним обещают добавить свыше 200 единиц дополнительной техники, заявил глава МИД Британии Джеймс Клеверли. Какая именно техника будет поставляться – не уточняется.
Всего "челленджеров" второй модификации у британцев 227, САУ AS-90 – 117, а замена для них еще только в разработке. Таким образом, на Украину отправляется, надо полагать, безвозвратно, одна пятая часть британской гусеничной артиллерии. Этим недоволен глава ВС Великобритании генерал Патрик Сандерс, заявивший, что поставка танков Украине ослабит британскую армию.
Франция добровольно предоставила неизвестное количество (по сообщениям некоторых СМИ, около 30) своих так называемых колесных танков AMX-10 RC. Они позиционируются как "бронированные разведывательные машины". Последнее, пожалуй, лучше всего описывает, как на самом деле их использует французская армия. "Французы", разумеется, не идут ни в какое сравнение с настоящим основными боевыми танками.
Страны НАТО в Восточной и Южной Европе достали из закромов оружие и технику советского производства тех образцов, что уже используются украинскими вооруженными силами и для которых у них есть боеприпасы и запчасти.
Здесь отличилась Польша. Она поставила, среди прочего, по меньшей мере 230 танков, из которых все являются модификациями Т-72. Варшава также отправила около 40 БМП, 72 самоходные гаубицы калибра 155 мм, 20 гаубиц калибра 122 мм и 20 РСЗО.
Но главным стало обещание Варшавы поставить роту немецких танков "Леопард" – даже без одобрения Берлина – это 13 или 14 единиц, и, видимо, это только начало.
Поставки (или обещания о таковых) со стороны Британии, Польши и Франции следует понимать как давление на другие страны НАТО с тем, чтобы те последовали их примеру. Германия поддалась на это давление, разрешив поставку 14 своих танков Leopard 2 и их реэкспорт из других стран, однако, есть причины, по которой она до последнего старалась это не делать.
Репутация "Леопардов" и без того была подмочена в Сирии, а зрелище подбитых немецких танков в степях Украины плохо повлияло бы на экспорт и, как следствие, отняло бы у немецкого ВПК большую часть работы. Так что неудивительно, что исполнительный директор оружейного концерна Rheinmetall Армин Паппергер "обрадовал" демократическую общественность, заявив, что ФРГ может отдать только 22 танка Leopard 2 (всего у страны их 350), и не раньше, чем в 2024 году, объяснив, что танки "придется полностью разобрать и перестроить с нуля". К тому времени СВО может и закончиться.
Соседняя Чешская Республика поставила до 40 танков Т-72, 60 БМП, от 50 до 70 орудий, от 20 до 30 РСЗО и по меньшей мере 10 ударных вертолетов Ми-24, которые заменили старыми вертолетами AH–1 Cobra из США.
Что касается реактивной артиллерии, в общей сложности страны НАТО отправили 35 систем РСЗО на различных шасси: США – 20 MLRS (данные WSJ), Великобритания – шесть M270, Германия – пять MARS-II, а Франция – четыре LRU.
Разумеется, все это никоим образом не ведет к мирному разрешению конфликта, на что Москва неоднократно указывала, справедливо отмечая: не может быть никаких переговоров, тем более мира, пока Запад накачивает киевский режим оружием. Такими действиями НАТО лишь продлевает страдания жителей Донбасса и самих украинцев.
На продолжение и усиление поставок западных вооружений можно, однако, посмотреть и с другой стороны. Как отмечается в блогосфере, цель-максимум СВО – демилитаризация (наряду с денацификацией) не только самой Украины, но и всего НАТО.
Почему может стоять именно такая цель, можно понять, например, по таким заявлениям, как то, что прозвучало во время интервью 6 января из уст незалежного министра обороны Алексея Резникова, и суть сказанного им в том, что его страна пусть не формально, но де-факто стала членом НАТО, а неназванные западные политики благодарили Украину за то, что та воюет с Россией как бы от их лица.
Ведем подсчет потерь
Согласно самым свежим подсчетам объемов военной помощи Запада Украине, сделанным ТАСС на основе официальных заявлений властей государств-доноров и данных СМИ, с начала специальной военной операции размер военной помощи Украине от западных стран и международных организаций превысил 150,8 миллиарда долларов. Третья часть этой суммы – 48,5 миллиарда долларов – пошла на военные нужды.
Общий объем помощи в 2,7 раза превысил бюджет Украины, который в прошлом году составлял 55,5 миллиарда долларов. Сумма "помощи" сопоставима с расходами федерального бюджета РФ на оборону, которые в 2022 году были на уровне 4,678 трлн рублей, в пересчете на доллары это примерно 68 миллиардов.
Начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов 22 декабря сообщил, что за все время СВО Запад поставил Киеву четыре самолета, более 30 вертолетов, свыше 350 танков, около тысячи боевых бронированных машин, не менее 800 бронеавтомобилей, до 700 артиллерийских систем, 100 реактивных систем залпового огня, 130 тыс. противотанковых средств, свыше 5,3 тыс. переносных зенитных ракетных комплексов и не менее пяти тысяч беспилотников различного назначения.
Поначалу у Украины, по оценке российских военных, было 2416 боевых бронированных машин – около 800 основных боевых танков (ОБТ), а также 1600 боевых машин пехоты (БМП) и бронетранспортеров (БТР), 152 боевых самолета и 149 вертолетов, 180 наземных средств средней и большой дальности, 1509 артиллерийских орудий и 535 РСЗО.
Различные западные военные аналитики утверждают, что у ВСУ изначально было намного больше танков и артиллерии, хотя эти цифры включают законсервированные транспортные средства и орудия, которые должны были быть отремонтированы. Заметим, что Россия продолжает наносить ракетные удары по предназначенной для ремонта техники инфраструктуре, поэтому предположения западных аналитиков вызывают вопросы.
В середине июня 2022 года заместитель министра обороны Украины Денис Шарапов признал, что ВСУ потеряли около половины своей тяжелой техники – примерно 1300 боевых машин пехоты, 400 танков и 700 артиллерийских систем.
В конце августа украинская армия начала свое контрнаступление в Херсонской области. Всего за три недели, 21 сентября, российские войска на этом направлении уничтожили 208 танков и 245 боевых машин пехоты, 186 других единиц бронетехники, 15 самолетов и 4 вертолета.
Эти потери продолжали расти до тех пор, пока Россия не отступила через Днепр от города Херсон в ноябре 2022 года. Окончательный подсчет потерь составил около 1200 единиц бронетехники всех типов, 40 артиллерийских орудий, 38 самолетов и десяток вертолетов.
По состоянию на 14 января 2023 года, как сообщает Министерство обороны РФ, российская группировка уничтожила более 7500 бронемашин всех типов, 372 самолета и 200 вертолетов, 400 ЗРК, 982 РСЗО, более 3800 самоходных и буксируемых артиллерийских установок и 8000 единиц транспорта, в том числе грузовики и легковые автомобили гражданских моделей.
В силу политической позиции можно по-разному относиться к заявлениям МО РФ, но даже если вполовину сократить эти оценки, все равно положение ВСУ выглядит катастрофическим – можно сказать, они близки к "демилитаризованному" состоянию.
Закрома НАТО пустеют
Многие заявления о поставках оружия киевскому режиму до сих пор не содержали конкретных цифр. Возможно, дело в том, что цифры либо настолько малы, что стыдно озвучивать, либо такие объемы означают, по сути, обезоруживание собственных ВС.
Если говорить не о крупных военных державах, а о большинстве стран НАТО, то справедливым могут оказаться оба предположения. Например, Италия приняла решение об отправке на Украину системы ПВО среднего радиуса действия SAMP/T. Учитывая, что Украина начала конфликт с 250 ЗРК большой дальности С-300 и сотнями других типов, еще одна не повлияет на исход – как и две батареи ЗРК Patriot, предоставленные США и Германией. Но систем SAMP-T у итальянской армии всего пять, и две из них уже развернуты за рубежом в Кувейте и Словакии.
Швеция и Финляндия пока в процессе вступления НАТО, и исход трудно предсказать в силу противоречий с Турцией. Но Стокгольм может отправить на Украину до 12 из своих 48 самоходных гаубиц Archer, в то время как Хельсинки уже поставил "засекреченное" количество БТР, тяжелых минометов и зенитных орудий.
Маленькая Словакия прошлым летом пообещала Киеву 11 истребителей МиГ-29, то есть весь свой парк боевых реактивных самолетов. Однако оказывается, что их так и не доставили, а между тем Россия заявила о гораздо большем количестве сбитых украинских самолетов.
Дания лишена важной линии обороны из-за поставок САУ Caesar Киеву, заявил старший научный сотрудник Центра военных исследований Копенгагенского университета Кристиан Кристенсен. По его словам, передача Украине самоходных артиллерийских установок французского производства лишила Данию важного элемента обороны. Кристенсен отметил, что САУ была ядром в деле начинающейся реконструкции датской армии.
Латвия пожертвовала четыре вертолета – половину своего парка – и шесть 155-мм гусеничных гаубиц M109, что составляло одну девятую часть ее запасов. Кроме того, Рига объявила, что поставила зенитно-ракетные комплексы Stinger, вертолеты, пулеметы с боеприпасами и беспилотники. Минобороны Латвии сообщило в начале января, что поддержка, которую страна оказывает Украине, составила 0,93% от ВВП, или более 314 млн евро.
Литва отправила 52 бронетранспортера M113, что составляет четверть парка БТР, и 10 из 32 120-мм самоходных минометов на той же базе. Эстония передала девять из своих 42 122-мм гаубиц и, судя по всему, все семь своих легких бронеавтомобилей Alvis Mamba (как минимум один уже оказался в подмосковном парке "Патриот" в качестве трофея). Именно эти три прибалтийских микрогосударства вместе со своей соседкой Польшей громче всех кричат о "российской агрессии", однако сами разоружают себя ради заведомо проигрышного дела.
Мнение о том, что восполнить эти потери удастся нескоро, подтверждается оценками некоторых западных аналитиков. 9 января вышел доклад известного американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) за авторством полковника морской пехоты США в отставке Марка Канчиана (Mark Cancian). В нем есть занятная инфографика, в которой приводятся расчеты, сколько лет потребуется Штатам – главному поставщику перечисленных выше стран – для замены оружия, отправленного в Незалежную.
Даже если сейчас США каким-то неясным образом резко нарастят темпы производства, им потребуется пять лет, чтобы пополнить свои запасы снарядов калибра 155 мм после отправки ВСУ более миллиона. Замена 38 отправленных пусковых установок РСЗО Himars займет от двух с половиной до трех лет, а для переносных ПТРК "Джавелин" и ПЗРК "Стингер" сроки могут составлять 8 и 18 лет соответственно. Проблемы с производством последних вызваны, что иронично, санкциями против России. Данных по управляемым снарядам GMLRS нет, а там цифры восстановления, предполагаем, будут еще менее приятными для американцев.
Получается, заставить Россию отступить поставками парой десятков M-777 и "Химарсов" не получилось, а отправлять больше уже накладно. На что рассчитывали в альянсе – непонятно. Как заметил бывший немецкий бригадный генерал Эрих Вад, в поставках НАТО Украине не просматривается долгосрочной военной и/или политической стратегии, оружие отправляется, по большому счету, ради самого факта отправки: "Это чистый милитаризм".
Бесполезные траты
Но даже такие "жертвы", на которые идет Запад, не то, чтобы могли бы переломить ход конфликта. Как отметил в блоге New Atlas военный эксперт Брайан Берлетик, с танками, поставляемыми Западом, есть ряд проблем.
Во-первых, в ходе операций на Ближнем Востоке они показали свою уязвимость для противотанковых гранатометов, в том числе поставляемых Россией. Во-вторых, вряд ли в поставляемых модификациях будут последние "навороты", дабы в руки врага не попали чувствительные технологии, что тоже повлияет на эффективность. В-третьих, для достижения настоящей эффективности обучение экипажей должно длиться достаточно долго, за полгода они достигнут лишь начального уровня понимания таких вещей как тактика. И это уже не говоря о том, что для западных танков нужны заряжающие, то есть для формирования экипажей нужно на треть больше людей, что тоже представляет некоторые трудности.
В свою очередь, американская БМП "Брэдли" и немецкий "Мардер" еще более уязвимы в силу хотя бы того, что это все-таки не танки, а еще они примерно на треть больше российских аналогов, что делает их более удобной целью, а в случае уничтожения пропагандистский эффект будет велик.
Словно в подтверждение этих рассуждений, бывший руководитель британского Генштаба Ричард Даннат заявил, что 12 "челленджеров" будет маловато, а для нужного результата, то есть поражения России, нужно хотя бы полсотни.
Это, видимо, понимает и посол Украины в Лондоне Вадим Пристайко. Он потребовал дать Киеву тысячи танков Challenger, Abrams и Leopard. По его словам, русские выставляют тысячи танков перед их рубежами (хотя в это же время западные политики и так называемые военные эксперты заявляют, что у России "все заканчивается"). Вероятно, самостийный посол осознает и то, что требует отдать в распоряжение Киева целые арсеналы отдельных стран, да еще большую часть боеприпасов с американских складов в придачу.
Впрочем, как заявил 16 января журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, поставки западными странами тяжелой бронетехники Украине не способны изменить ситуацию на земле, "эти танки горят и будут гореть".
Уже почти год идет опосредованное противостояние России и НАТО. Будем надеяться, что, глядя на безуспешность попыток ослабить РФ в экономическом или военном отношении или на то, как русские громят лучшие образцы западной техники, страны альянса не пойдут на эскалацию конфликта до того уровня, где его уже нельзя будет контролировать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции