Любимое блюдо полковников Генштаба ВСУ – лапша быстрого приготовления

© AP Photo/ Libkos

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Талантливый спортивный тренер интуитивно чувствует необратимый перелом, после которого последуют или поражение, или победа. Жаль, но в Литве нет талантливых стратегов.

В Риге работает Центр стратегических коммуникаций НАТО, ориентированный на изучение динамики усиления российской пропаганды в конфликте на Украине.

Эксперты ЦСК периодически публикуют обзоры, в которых с нарастающей тревогой отмечают: распространяется много ложной информации о событиях. Искусственный интеллект способен удивить сотнями статей в день, которые выглядят достаточно правдоподобно.

У заместителя главы Центра Эйнара Линна и других прибалтийских генералов газетной войны одна радость: Кремль не в состоянии координировать всю информационную битву. Но желание выиграть в долгосрочной перспективе у Москвы есть, поэтому подключила к делу военных блогеров:

"Они стараются как можно быстрее передавать информацию с поля боя, пытаясь угадать, что могло бы соответствовать общим нарративам Кремля и общей истории".

На этом пока остановимся.

Замешанная на лжи большая ложь

Возможно, московские пропагандисты представляют некоторую опасность для жителей стран-членов НАТО. Но пропагандисты из Киева опасны куда более, поскольку подрывают веру не только рядовых европейцев, но и руководства Североатлантического блока в правдивость и точность поставляемой в Брюссель (в Вашингтон и в Лондон, что более важно) информации.

Объясним на конкретном примере. Почти два месяца назад командующий ВСУ генерал Валерий Залужный просил Главнокомандующего цирком отвести части и подразделения из Бахмута (Артемовска), чтоб не оказались в котле. В просьбе отказали, а "наверх" в НАТО сообщили – Бахмут не будет оставлен ни при каких обстоятельствах.

В данный момент времени ситуация в городе и окрестностях для ВСУ катастрофическая. Главному киевскому мяснику пришлось признать: в аду его солдатам пришлось бы легче. Речь уже идет о тактическом окружении украинцев. Россиянам осталось 10 километров, чтобы замкнуть кольцо со всеми вытекающими из этого факта скорбными последствиями.

Судя по скорости развития событий, Верховное командование и Генштаб ВСУ упускают последние возможности удрать и спасти хотя бы живую силу, если хоть в какой-то степени беспокоятся о сохранении жизней личного состава. Бахмут, конечно, не Сталинград по яростному накалу боев, но для Киева станет не меньшим позором и стратегическим поражением, чем для Берлина 80 лет назад.

Вот и экс-советник одного укронацистского высокого офиса Алексей Арестович заявил – в ближайшие месяцы у ВСУ возникнут серьезные проблемы, которых украинским военным избежать не удастся.

Что же на пороге военной катастрофы телеграфируют из столицы бывшей УССР в штаб-квартиру НАТО? Только классическую ложь. Укростратеги забыли обещание "Бахмут не будет оставлен ни при каких обстоятельствах". Сегодня к лапше быстрого приготовления придуман другой соус: удерживая Бахмут, украинские силы выиграли время для организации следующей линии обороны, поэтому могут выйти из разрушенного города и занять более выгодные рубежи в течение ближайших дней или недель.

Вряд ли у генерала Залужного в чистом поле на примете есть более выгодный оборонительный рубеж, чем город в развалинах. Поэтому "следующая линия обороны" – вторая большая ложь Киева. Никакой "линии" не существует, если не брать во внимание опорные узлы Славянск и Краматорск. Судьбу расположенных там гарнизонов несложно предугадать.

Третьей ложью нужно назвать утаивание информации о потерях ВСУ в живой силе, поставленном странами Запада оружии, боевой и другой техники. Судя по молчанию Генштаба, они огромны, возможно, невосполнимы в краткосрочной перспективе.

В штаб-квартире НАТО умеют отделять зерна от плевел, поэтому общую картину представляют достаточно четко, внимания на липовые донесения из Киева обращают мало. Но в интересах информационной войны Брюссель продолжает лгать европейским налогоплательщикам, поддерживая в них веру в несуществующие успехи ВСУ и возможности.

В качестве нового примера процитируем командующего Разведывательным центром Сил обороны Эстонии полковника Марго Гросберга. Вопреки функционалу, начальник разведки государства тоже говорит о "выигрыше ВСУ во времени", о новых районах обороны и о "психологической и моральной победе Украины", не раскрывая ни одного тезиса.

Вслед за эстонским полковником этот бред повторяют в Латвии и Литве. Все от того, что у прибалтов напрочь отсутствует трезвая собственная экспертиза, которую давно заменили на пропаганду.

Работает плохо, будет иного хуже

Сконцентрировавшись на лживых новостях из Киева, пропагандисты в странах Балтии работают плохо, но худшие времена у них впереди.

К счастью для сторонников РФ, боссам рижского Центра стратегических коммуникаций НАТО не дано понять простой истины: не "кремлевская пропаганда" наращивает влияние, в прибалтийская теряет почву и авторитет в глаза обывателей.

Эстонцы, латыши и литовцы от природы люди не слишком склонны к доверчивости, но умные. Чтобы сообразить о приближении больших для Украины проблем, достаточно по сторонам оглядеться.

Например, быстро исчезли с улиц жовто-блакитные прапоры, которых еще в сентябре-ноябре 2022 года было с переизбытком. Победную тональность прессы сменила озабоченная. Руководство истерит, что продемонстрировали дискуссии о поставках Киеву танков западного производства: дайте-дайте-дайте.

Например, в Литве президент Гитанас Науседа дня прожить не может, не напомнив партнерам по НАТО о необходимости военной победы Украины. Как главнокомандующий, уже ничего дать ВСУ не в состоянии, но роль постоянного раздражителя играет исправно: "Если бы все в НАТО сделали для Украины столько, сколько Литва, ВСУ бы давно победили".

Возможно, главе Литовского государства не докладывают о том, что внутри страны его риторика теряет поклонников. Как может оказаться иначе, если почти год 30 стран-членов НАТО не в состоянии сообща одолеть "порванную в клочья бензоколонку"? Она, в свою очередь, разваливаться не планирует и набирает симпатии в мире.

Согласитесь, здесь что-то не так, как должно быть с точки зрения налогоплательщиков.

Стратегический перелом в головах

Можно говорить о стратегическом переломе, случившемся в литовских головах. Подавляющее большинство обывателей созрело для одобрения дипломатического урегулирования украинского конфликта, поскольку им очевидно: время – лучший союзник для России.

Сам собой возникает резонный вопрос: какими были и остаются цели Вильнюса в этом конфликте? Страна несет серьезные финансовые убытки, истощает военные арсеналы и тратит на Украину свое внимание, но ради чего?

Ответ литовского руководства похож на ответ мушкетера Портоса: "Я дерусь, потому что дерусь". Но что простительно служаке, то непростительно дипломату. И все чаще в вильнюсских кулуарах поднимается назревшая тема – хорошо бы попридержать государственных коней, объявить себя посредником-миротворцем в урегулировании конфликта, что в долгосрочной перспективе принесет больше пользы, чем слепая вера в военные победные возможности Киева.

На фоне украинского тупика Вильнюсу действительно сегодня во всех смыслах выгоднее предложить переговорную площадку и формулу "территории в обмен на мир", поскольку такие мнения звучат не только США, но и Великобритании.

Беда в том, что распространяемый прибалтийскими пропагандистами идеологический сор создает завесу такой плотности, что сквозь нее литовское руководство не видит, как на Украине произошел серьезный перелом. А трусливые военные разведчики боятся открыть боссам глаза на действительность.

К горю европейцев, большинство руководителей их государств думают примерно так, как 200 лет назад Наполеон Бонапарт, готовясь пировать в захваченной Москве и ожидая капитуляции от русского царя.

Император не подозревал, что пламя разгоравшихся над древней столицей пожаров – это начало конца. Точно так же действовал и Гитлер, которым овладело настоящее боевое безумие, сродни безумию его любимых героев из древних саг.

Просветление озарило обоих только тогда, когда игра была сделана в пользу других.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.