После незначительных побед осенью 2022 года украинская армия вновь заняла позицию глухой обороны, которую держит с трудом. Именно в таком положении солдаты ВСУ находятся с начала СВО практически по всем фронтам, лишь изредка переходя в наступление. Однако сегодняшняя ситуация отличается от той, которая была в марте 2022 года.
Несмотря на усиленные поставки западных вооружений, армия истощена. И дело не только в боеприпасах, но и в живой силе, которой катастрофически не хватает. Вот только президент Украины Владимир Зеленский упорно отрицает этот факт и продолжает посылать все новые и новые силы в так называемые котлы. Причем он игнорирует не только здравый смысл, но и почти прямые приказы западных кураторов.
Своя рубашка ближе к телу
Сегодня одной из самых горячих точек на украинском фронте считается Артемовск. Бои за этот населенный пункт идут несколько месяцев, причем явно не в пользу ВСУ. Это признают даже на Западе и, как ни странно, на самой Украине.
Экс-заместитель командующего сил специальных операций ВСУ Сергей Кривонос в начале марта заявил, что армия потеряла в боях за Артемовск своих наиболее подготовленных бойцов. Он поспешил заранее оправдать себя за этот провал и напомнил, что еще в начале февраля предупреждал: нет смысла удерживать этот населенный пункт. Однако его никто не послушал.
Что ж, это весьма характерно для украинского главнокомандующего Владимира Зеленского. Он уже не один месяц игнорирует не только намеки, но и почти прямые приказы перестать вливать новые силы в этот город, который все равно не получится удержать.
В марте поток статей о том, что ситуация в Артемовске угрожает всему фронту, стал настолько огромен, что игнорировать его уже не получается. Например, в издании Asia Times считают, что затяжные бои в этом городе стали для Украины началом конца. Армия страны истощена, а западные цепочки поставок перегружены. Это скажется не только на данной точке фронта, но и на всем военном конфликте.
Примерно такого же мнения придерживается экс-разведчик США Скотт Риттер. Он рассказал, что нерациональное использование боеприпасов, которое наблюдается в Артемовске, приведет к окончательному поражению ВСУ уже этим летом.
Впрочем, насчет боеприпасов Риттер, возможно, и погорячился. Их как раз хватает. Десять крупнейших оружейных компаний США и Европы, которые являются самыми крупными в мире, не считая китайских, увеличили оборот на 7,5% в последнем квартале 2022 года. Оружие производят быстро и в больших объемах, неплохо на этом зарабатывая. Мы не будем сейчас поднимать тему того, как именно Украине придется расплачиваться за поставки вооружений после окончания конфликта. Нужно просто признать тот факт, что оружие есть и вряд ли его поток иссякнет. А вот про людей так сказать нельзя. Поставки обученных военных Запад не спешит налаживать.
Каждая волна мобилизации на Украине проходит все более жестко и бесконтрольно. В феврале 2023 года это уже напоминало не призывную кампанию, а банальное похищение людей. Все потому что солдат не хватает. Они гибнут в огромных количествах. Еще больше отправляются в госпитали с ранениями и не могут вернуться в строй. Скоро воевать станет банально некому. В 2023 году численность российских войск на Украине впервые превысило число солдат ВСУ. И дальше эта пропасть будет только расти.
Как сообщает Politico, за год проведения СВО погибли более 100 тыс. украинских военнослужащих, в том числе самые опытные солдаты и офицеры. Если посмотреть эти цифры, то прогноз Скотта Риттера становится очень даже правдоподобным – летом конфликт может завершиться. Но не потому что не хватит боеприпасов. Закончатся люди. Армия Украины окажется настолько обескровленной, что просто не сможет продолжать даже вялотекущий конфликт. Так почему же Зеленский с таким завидным упорством продолжает бросать все новые и новые силы в заранее проигранный Артемовск, учитывая, что все вокруг советуют этого не делать?
"Оценка деятельности Зеленского в Вашингтоне и в украинском обществе очень сильно отличается. США ищут, как им кажется, наиболее рациональные решения. Но эти решения могут быть правильными именно с точки зрения американской политики. При этом у них нет необходимости удерживать у власти именно Зеленского. Это может быть кто угодно. Для США не важны конкретные личности. Если нынешнего президента заменят на Залужного, то ни для Америки, ни для России, ничего не изменится", – рассказал в беседе с Baltnews профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
"А вот для самого Зеленского это принципиально, ведь как любой ставленник он понимает, если он выйдет из игры, то может превратиться в труп. Именно поэтому Зеленский сейчас пытается оседлать очередную патриотическую волну, в которой разгоняется тезис о сражениях "до последнего патрона". В США же действуют более рационально. Да, им плевать на украинцев. Но при этом им нужно добиться ослабления России, а сделать это так бездарно растрачивая ресурсы, будет сложнее", – добавил он.
Видимость побед важнее реальности
Стремления украинского президента просты и понятны. Ему действительно нужно удержаться на своем посту как можно дольше. Для него это вопрос выживания в прямом смысле этого слова. Тут он использует тактику, которая спасала его уже неоднократно – играет на патриотизме, которого у наиболее активной части украинского общества очень много, хоть они и путают его с национализмом. Вот только западным кураторам это действительно не нравится.
Как отмечают в немецком издании Bild, в Пентагоне и Белом доме обеспокоены решением украинского президента отвергнуть рекомендации своего Генштаба уйти из Артемовска. Конечно, публично в США никто таких приказов не отдавал, но недовольство в Вашингтоне чувствуется даже по заголовкам в СМИ.
Председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин рассказал Baltnews, что задача Зеленского – накачивать медиа пространство информацией об успехах украинской армией. В 2022 году эта задача еще как-то выполнялась, а вот в 2023-м такие информационные атаки делать уже сложнее. Этот год начался с успехов российской армии, и скрывать их от общественности почти невозможно даже за фейками. В Артемовске сжимается кольцо, вполне возможно, что в ближайшее время будет объявлено о его освобождении.
"Но даже в преддверии этого события для Зеленского главное – удержать информационный плацдарм, показать как западным кураторам, так и народу, что делать ставку нужно именно на него. В сводках мы видим, что в этот город продолжают перебрасывать все новые резервы, откуда солдаты попадают в плен и признаются, что их просто отправляют на убой. Это тоже играет против Зеленского, но пока он продолжает придерживаться старой тактики", – заметил эксперт.
"Мы видим, как США начинают жадничать, например, в отношении поставок беспилотников. Недавний инцидент на российской границе показал, что Америка начинает задумываться о том, поставлять ли Киеву серьезную технику. Вашингтону нужно не спровоцировать Москву слишком сильно, чтобы этот конфликт не перерос в войну между США и Россией. Да, они поставляют оружие по ленд-лизу, технику, из которой украинская армия обстреливает Донбасс и новые территории РФ. Но в целом вся эта клоунада вокруг киевского режима является репетицией того, что было бы в случае конфликта России и НАТО. США выявляют слабые и сильные стороны Москвы. Кстати, РФ делает то же самое в отношении стран НАТО. И Зеленский с его рейтингами здесь играет второстепенную роль", – добавил он.
Сегодня украинский президент зажат "между молотом и наковальней". Его рейтинги держатся только на мифических победах, которые его команда щедро распространяет в СМИ. Если население поймет, что все не так радужно, как рисует Зеленский, поддержка рухнет вниз.
Будут ли ему помогать США? Риторический вопрос. Вашингтону неважно, кто именно сидит в президентском кресле, главное – продолжать воевать против РФ. Именно поэтому Зеленский бросает все силы в заранее проигранный Артемовск. Ему нужно как можно дольше поддерживать иллюзию побед украинской армии. А то, что такими темпами к лету воевать будет банально некому, неважно. Сам Зеленский как политик до этого времени может и не дожить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.