Еще весной 2022 года Россия вошла в новейшую историю весьма необычным образом. Она стала страной с максимальным количеством наложенных на нее санкций, которые в сумме превышают рестрикции, введенные против Ирана, КНДР и Венесуэлы.
В феврале 2023 года Евросоюз ввел десятый пакет санкций против РФ. Казалось бы, традиция уже сложилась – новые ограничения вводятся против Москвы с временным лагом примерно в месяц. Но сейчас ситуация несколько изменилась.
В настоящий момент в Брюсселе уже не ведутся работы над очередным пакетом санкций. И не потому что в Европе осознали, что их ограничительные меры не работают и причиняют больше урона странам ЕС, чем России. Просто санкции закончились. Физически. Больше вводить просто нечего. Все меры, которые можно предпринять, будут настолько неэффективны и смехотворны, что не подойдут даже для самой русофобской публики. Ну или настолько навредят самой Европе, что даже желание "покарать" Москву отходит на второй план.
"Наказать" Россию нужно, но не любой ценой
Учитывая количество уже наложенных санкций на Россию, этот момент должен был когда-нибудь наступить. Все же отношения, связывающие Москву и западные государства, не резиновые. Рано или поздно точек, на которые можно надавить, просто не останется. Однако не все это понимают. Молчание Брюсселя по поводу очередного пакета санкций, хоть и не слишком долгое, уже начало раздражать Польшу.
Как сообщает издание Polskie Radio, депутаты Сейма бьют тревогу. По их словам, ничего не должно мешать в работе над очередными санкционными ограничениями. Польские депутаты считают, что только так можно еще сильнее надавить на Москву и ограничить возможности финансирования Россией украинского конфликта.
Чем же таким важным заняты в Брюсселе и почему не обращают внимание на дело первоочередной важности – рестрикции против РФ? Все очень просто, чиновники ЕС пытаются "заткнуть дыры" в предыдущих пакетах, принятых наспех и явно не до конца продуманных. Только приняв десять санкционных пакетов в Европе поняли, что большая часть из них не работает, а лазеек иногда больше, чем самих ограничений.
Сегодня в Брюсселе официально заявили, что собираются более пристально "мониторить" технологии, которые Россия может использоваться в военных целях. Дело в том, что поток российского оружия в последнее время серьезно увеличился в такие страны, как Турция и Казахстан. Да, СВО оказалась отличной рекламой не только американского оружия, но и российского. Естественно, это не нравится западным производителям вооружений, ведь часть прибыли отнимают у них, переманивая покупателей.
Впрочем, в таких русофобских странах как Польша этого почему-то не понимают. И рассуждения о закрытии лазеек в санкциях Сейм не устраивает. Более того, польские чиновники даже обвинили Брюссель в том, что он делает все, лишь бы не ужесточать санкции.
Вряд ли европейские чиновники вдруг решили проявить человеколюбие по отношению к России. Предыдущие десять пакетов санкций показывают, что если у Брюсселя будет возможность ввести какие-то ограничения, пусть и в ущерб себе, то он это сделает. Однако хобби "стрелять в собственную ногу – лишь бы насолить Москве" все же имеет свои границы, по крайней мере, у большинства стран ЕС.
Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Андрей Тихонов, дальнейшее углубление антироссийских санкций может больно ударить по европейской экономике, и без того испытывающей огромные проблемы.
"Желание евробюрократов "наказать Россию" никуда не исчезло, но они не хотят своей русофобией навредить самим себе еще больше. К тому же, в Брюсселе и других европейских столицах уверены в том, что санкции против России носят долгоиграющий характер и надо просто подождать, когда они начнут приносить реальный эффект. Если эффект будет признан недостаточным, то санкции будут ужесточены. Вопрос только в том, какое время евробюрократы выделят на то, чтобы "посмотреть", – отметил эксперт.
Смысла нет, но вы вводите!
Безусловно, если задаться целью, можно найти еще множество вариантов санкций против РФ. Вот только нельзя забывать о том, что многие государства Евросоюза до недавнего времени имели тесные связи с РФ. Их разрыв, тем более такой резкий и проблемный, бьет по экономике обеих сторон.
Европа уже находится в кризисе – энергетический сектор выживает исключительно благодаря государственной поддержке. В одной только Германии на борьбу с энергокризисом за 2022 год было потрачено, согласно данным аналитиков Bruegel, около 250 млрд евро (всего в ЕС на эти цели потратили почти 800 млрд евро).
Инфляция бьет рекорды и в некоторых странах ЕС достигла отметки в 20%, а банковский сектор находится в упадке и грозит рухнуть. Вводить в таких условиях самоубийственные санкции может Польша, Литва, Латвия, Эстония, для которых русофобия давно превратилась в самоцель. Но Германия или Фракция мыслят более прагматично. Да, они не против сильнее "наказать" Россию, вот только при этом неплохо было бы и самим выжить. Вот и занимаются европейские чиновники тем, чем могут – "затыкают дыры". Хотя стоит признать, делают они это весьма своеобразно.
Одним из первых решений по предотвращению лазеек по обходу антироссийских ограничений было расширение санкций на родственников миллиардеров РФ. Как сообщает Bloomberg, этот законопроект предложила Европейская служба внешних связей. Кстати, такое расширение критерий по ограничительным мерам было предложено Эстонией. Там опасаются, что находящиеся под санкциями лица смогут перемещать деньги и активы в обход ограничений ЕС. Законопроект начал набирать обороты после того, как один из судов ЕС аннулировал санкции против матери Евгения Пригожина, основателя ЧВК "Вагнер", а 13 марта она вновь оказалась в санкционном списке.
Повлияет ли это на экономику России в целом? Вряд ли. Меры, которые можно использовать против бюджета РФ, приберегаются на "черный день". И такое поведение можно понять, ведь даже введенные санкции, на которые делали самые большие ставки, не дали того катастрофического эффекта, на который надеялись в Брюсселе.
Кстати, в Европе отлично понимают всю тщетность попыток "разорить" Москву. Например, польское издание Rzeczpospolita отмечает, что введенные ограничительные меры были неэффективны. Однако вопреки здравому смыслу, поляки призывают не ослаблять их, даже несмотря на то, что они наносят вред странам, вводящим эти ограничения.
Очень яркий пример политики Польши – предложение снизить ценовой потолок на российскую нефть до $51,45 за баррель, которое она выдвинула совместно с Литвой. Согласно расчетам этих двух стран, ежемесячные доходы РФ от экспорта нефти сократятся не менее чем на $0,65 трлн. Причем это предложение поступило всего через несколько месяцев после введения "потолка", когда Польшу тоже пришлось приструнить.
Варшава настаивала на том, что нужно ограничить цену на российскую нефть в $30 за баррель. Брюсселю пришлось объяснять польским чиновникам, что цель этих мер – сократить доходы Москвы, а не прекратить поставки российской нефти на международный рынок, тем самым повысив цены на нефть, в том числе и для самой Европы.
Конечно, $51,45 долл. за баррель – это не $30 за баррель, как изначально предлагала Польша. Разница в цене огромная. Но все же Брюссель пока не спешит прислушиваться к Варшаве, понимая, что сценарий с прекращением поставок российского черного золота на рынок все еще реален.
Примерно та же схема действует и в отношении всех остальных антироссийских санкций. Все ограничения, которые можно было ввести и не вызвать коллапс на мировых рынках (неважно, энергетических, финансовых или продовольственных), уже были введены.
Новые санкции неминуемо ударят по Западу, причем намного сильнее, чем ранее. При необходимости Евросоюз их, конечно, введет. Но это будет только в том случае, когда выбора не останется. Пока же Брюссель предпочитает "затыкать дыры" в уже существующих ограничительных мерах. Это, конечно, ничего существенно не изменит, зато вид бурной деятельности будет обеспечен!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.