Попавшие под западные санкции товары продолжают поступать в Россию через третьи страны и объемы таких поставок постоянно растут, принося немалые доходы посредникам. Масштабы этого явления, означающего нежелание развивающихся государств подчиниться санкционному диктату Запада, все больше тревожат Брюссель и Вашингтон. Посредникам, помогающим россиянам обходить запреты, также угрожают санкциями, и круг тех, кого приходится выявлять и карать, постоянно растет.
С ним расширяется и список стран, политиков и предпринимателей, недовольных диктатом, раздраженных экстерриториальными санкциями, вводимыми под предлогом принуждения России к признанию поражения на Украине.
Некое, условное объединение очень разных развивающихся стран, уже получившее обобщающее название "Глобального юга", явно не собирается подчиниться требованию коллективно, всем миром наказать Москву за то, что Запад понимает как смертельно опасное покушение на сложившийся миропорядок. А остальной мир понимает по-разному, но не так, как от него требует Вашингтон и Брюссель.
Например, понимает как спровоцированное США и НАТО прокси столкновение сверхдержав с принесением в жертву Украины, или как попытку уничтожить Россию за ее гигантские размеры и нежелание подчиниться, или как малопонятный территориальный конфликт на востоке Европы, в который кто-то пытается втянуть и тех, кто к нему никакого отношения не имеет и больше озабочен своими собственными проблемами.
Но при любом понимании предпосылок и сути конфликта "Глобальный юг" и под угрозой санкций не желает подчиниться требованию прекратить запрещенную Западом торговлю с Россией. Кроме того, начавшийся в ряде регионов мира переход в международной торговле с долларов и евро на юани и другие национальные валюты не позволяет, как прежде, полностью отслеживать цепочки поставок, контролируя транзакции.
Ситуация становится похожей для коллективного Запада на цепную реакцию утери прежнего контроля над миром. Не принимай законы и не вводи запреты, исполнение которых не способен обеспечить. Вопреки этому древнему правилу, выведенному в Римской империи, знавшей толк в организации контроля гигантских территорий и десятков очень разных народов, западные государства пытаются в новых условиях использовать старые "правила игры".
Недавно назначенный на специально созданную должность посланника Евросоюза по вопросам антироссийских санкций Дэвид О'Салливан, бывший посол альянса в США, сейчас работает над составлением плана действий, которые хоть как то оправдают его зарплату.
Трудно представить себе, как посол отправляется в турне по десяткам столиц мира, чтобы каким-то образом уговорить, вынудить или заставить их прекратить так называемый параллельный импорт санкционной продукции в Россию. Сделать это, как признают сами западные политики, почти невозможно без широкой поддержки банков и частного бизнеса, которые в такой поддержке совершенно не заинтересованы.
Хорошо оплачиваемые товары будут продолжать поступать в Россию через третьи станы и многочисленных посредников. Многие европейские и американские компании, подчинившись требованию санкционного режима, прекратили поставки российским партнерам, но многократно увеличили экспорт в третьи страны, прекрасно понимая, куда эти товары отправятся дальше.
Новые цепочки поставок, снабжающие россиян всем необходимым
Перепродажей подсанкционных товаров занимаются сейчас, конечно, и сами европейцы, включая и жителей стран Балтии. Возможности изучены, легальные (а порой и не очень) "тропы" в обход запретов проложены, сбыт и системы оплаты налажены. Но эти объемы ничтожны в сравнении с теми, что идут через неевропейские страны.
Данные мониторинга международной торговли, предоставляемые специализированными фирмами и интернет-платформами (например, Trade Data Monitor свидетельствуют о многократном увеличении закупок запрещенной к поставкам в Россию продукции республиками Кавказа, государствами Средней Азии, Юго-Восточной Азии. Желающих совместить, так сказать, приятное с полезным, то есть заработать на санкциях, а заодно и продемонстрировать неподчинение диктату, набирается немало. Большой, многомиллиардный бизнес, подрывающий усилия Запада покарать Москву.
Объемы торговли, скажем, Грузии с Россией за год вырос более чем 20%, причем экспорт алкоголя подскочил сразу на 120%, и это далеко не только замечательные грузинские вина. Московские бары и кафе, как с недоумением и досадой пишут некоторые журналисты западных изданий, не испытывают нехватки "грузинской" кока-колы или "казахского" виски. Экспорт Казахстана в Россию за год увеличился в денежном выражении почти на 60%.
По данным Всемирного банка, валовый внутренний продукт Армении вырос сразу на "сверхъестественные" 11% в значительной степени за счет резкого, в пять раз, увеличения экспорта в Россию. Ереван празднует достижение положительного баланса госбюджета, валюта Армении, драм, удостоена звания одной из лучших в мире.
У всех перечисленных в качестве примера стран за прошедший год соответственно подскочил и импорт из европейских государств и США. Россиянам приходится, конечно, слегка переплачивать, отдавая должное посредникам, но практически все привычные им и не выпускаемые в самой России продукты, вещи, включая электронику, запчасти и комплектующие детали, у них имеются в достатке.
Основную часть параллельного импорта (вполне легального) составляют, как полагают западные обозреватели, потребительские товары, производители которых заявляют, что, подчинившись требованиям санкционного режима, отказались иметь дело с Россией, а также с рядом других бывших советских республик, состоящих в Евразийском экономическом союзе. Но тысячи предпринимателей, занятых поиском возможностей легальным образом обойти запреты, изыскивают пути, не подпадающие под запреты. Грузия, например, не состоит в ЕАЭС, в который не входят также Кыргызстан и Узбекистан, а потому на них введенные Западом запреты и ограничения не распространяются.
Новые потоки доходов обеспечивают дополнительный импульс экономического развития странам, расположенным на бывшей окраине Советского Союза. Все эти "схемы", конечно, – не секрет для западных столиц, но попытки пресечь их будут означать введение санкций или, как минимум, угроза введения таких карательных мер против все большего количества государств. Включая и те, которые считаются в Брюсселе крайне важными с внешнеполитической точки зрения.
Приходится выбирать, что менее вредит положению и имиджу Евросоюза и США, выбирать между плохим и худшим. Можно закрыть глаза на масштабный параллельный импорт, лишь периодически "выхватывая из потока" отдельные случаи и отдельные компании, а затем показательно наказывая нарушителей санкций. Иной вариант – ужесточение санкционной политики в отношении третьих стран, что лишь ускорит утерю Западом позиций в регионах, которые он хотел бы увести из-под влияния России и Китая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.