Между подвигом предков и героизмом бойцов СВО нужно поставить знак равенства

© Sputnik / Светлана Шевченко

Тема: Острые углы истории

Запад реабилитировал нацизм. Сделал его современным и прикладным. Обернул против России. В ответ на это и мы должны осмыслить Великую Победу с позиций сегодняшнего дня – через призму Специальной военной операции.

День Победы – сакральный для нас день. Один из столпов российской государственности. Ее содержательное наполнение. Ее душа.

Военные годы и их осмысление родили целый пласт русской культуры. Подвиг советского народа сформировал наши этические нормы. Мы определяем себя в этом мире через героизм и жертвенность предков. Храним память о Победе. Оберегаем ее от клеветы и нападок.

Мы смотрим на мир глазами победителей.

В этом мы уникальны.

Западные союзники во Второй мировой войне уже в первые годы после ее окончания стали разменивать Победу на интересы геополитического противостояния. США и Великобритания проводили денацификацию ФРГ лишь условно. Очень быстро очистку от "коричневой чумы" подменили целью превратить германское государство в антисоветский плацдарм. Нацисты, вчерашние офицеры вермахта были взяты в оборот англо-американскими разведками для борьбы с Советами.

"Гуманитарная наука" на службе ЦРУ последовательно разрабатывала так называемую "тоталитарную концепцию", уравнивая две политические системы – СССР и гитлеровскую Германию. Пройдя точку невозврата акцент их исторической лжи сместился исключительно на критику советской модели. Расхожий тезис перестроечной демшизы и сегодняшних иностранных агентов внутри России – "Гитлер убивал хотя бы чужих, а Сталин – своих" – хорошо иллюстрирует этот путь.

Однако, же, не получилось. Либеральный кинематограф, ревизионерское искусство и литература, лжеистория не смогли переплавить сознание россиян. Или просто не успели.

В путинские годы исторические ориентиры постепенно были восстановлены. Великая Победа, как точка сборки этих ориентиров, стала системообразующим элементом государственной политики и ожидаемо превратилась в одну из главных мишеней для атак недружественными силами.

Ежегодно Соединенные Штаты и их сателлиты голосуют против российской резолюции в ООН, осуждающей нацизм. В немецкие учебники истории включены пассажи о том, что солдаты вермахта были "освободителями от диктатуры Сталина". Бесконечные музеи оккупации, раскиданные по бывшим советским республикам, превращают воина-освободителя в агрессора.

Так удерживается смысловой контекст. Контекст, внутри которого можно отменять русских, грабить, убивать. Контекст, внутри которого Запад ведет против России прокси-войну "руками украинцев". Контекст, в котором нацизм – снова инструмент этой войны с нами.

Поэтому базовой задачей Специальной военной операции и стала денацификация Украины. Украина имени Степана Бандеры – постоянный фактор риска. Угроза безопасности России. Угроза снимается победой на украинском театре военных действий с последующим демонтажом политического режима в Киеве.

Но это – тактическая победа.

А как быть с денацификацией Запада?

И здесь нам нужна лишь победа, чтобы отодвинуть угрозы на менее чувствительные расстояния. Победа в пространстве смыслов, ценностей и памяти. Победа за умы и сердца, в первую очередь, наших людей.

Западная политика против России реабилитировала нацизм. Сделала его инструментальным. Современным и прикладным. Значит и мы, реагируя на эти вызовы, должны осмыслить Великую Победу с позиций сегодняшнего дня – через призму СВО.

Память о подвиге предков мы сохранили. Время сделать их подвиг актуальным: руководством к действию, примером для подражания. Сделать его воспроизводимым. Задача культурной, гуманитарной, исторической политики оформить содержательную преемственность между Великой Отечественной войной и Специальной военной операцией.

Начало положено президентом. В феврале Владимир Путин поддержал идею запустить создание музеев о событиях СВО.

Уже сегодня Специальная военная операция, ее контекст и события ей предшествующие должны самым плотным образом быть встроены в образовательный процесс. Прописаны в учебниках. Разъяснены в ходе практических занятий.

Должен быть четко сформулирован госзаказ на продукты культуры, посвященные СВО: кино, литература, театр.

К работе с молодежью следует активно привлекать ветеранов Специальной военной операции. Славная практика, когда в гости к школьникам приходили орденоносцы Великой Отечественной, должна вернуться и быть расширена с участием новым героев.

Необходим пантеон геров СВО. Их подвиг должен быть образцом. Их биографии – известны.

Не только социальная поддержка государства, но и отношение общества к ветеранам СВО в целом должны стать столь же почтенным, как и к их предкам – героям Великой Отечественной. Многое для этого уже сделано лично президентом.

Нужен комплекс наград и орденов СВО. Медаль "За взятие Соледара", "За взятие Попасной"… Отдельная ЧВК намекает профильным чиновникам, в каком направлении стоит задуматься.

Памятники СВО.

Мемориалы.

Названия улиц…

Рефреном всей этой комплексной работы должны звучать аналогии с подвигом предков, с Победой над нацизмом, с Праздником 9 мая.

Представления о Великой Отечественной войне во многом определяют наш архетип. Образ общества, образ власти, образ российского пути. По естественным причинам эти представления уходят из "живой памяти" – участников и очевидцев событий того военного лихолетья с каждым годом становиться меньше. И мы становимся уязвимее.

Государство стережет историческую память. Общество откликается на эту охранительные позицию, вставая в "Бессмертный полк". Однако действительность сегодняшнего дня требует проактивных шагов. Требует знака равенство между Великой Отечественной и Специальной военной операцией – по сути своей, нашей освободительной войной. Такая увязка обеспечит связь поколений, преемственность ориентиров, нравственных норм. Обеспечит мобилизацию ценностного потенциала российского общества для ответа на вызовы врагов. Так мы не только сохраним Победу, но и, действительно, сможем ее повторить

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.