В Европейском фонде мира, который на самом деле занят сейчас исключительно финансированием войны на Украине, закончились деньги. Первоначально определенная для этого странного предприятия сумма в пять миллиардов евро уже была ранее увеличена на пару миллиардов, теперь Брюссель затребовал дополнительно еще три с половиной миллиарда.
Эти деньги, собираемые из взносов стран-акционеров фонда, должны получить сами европейские столицы в качестве компенсации стоимости того вооружения, амуниции и военной техники, которые они "дарят" киевскому режиму для продолжения военных действий.
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель запросил дополнительные средства, которые должны внести государства альянса, участвующие в этой "мирной" программе снабжения Украины вооружениями.
Реакция на это предложение последовала довольно сдержанная. Страны Балтии полны демонстративного энтузиазма, не устают говорить о скором контрнаступлении украинской армии и о своей вере в победу Киева. Но их финансовые ресурсы ограничены, а у ключевых вкладчиков – состоятельных западноевропейских государств – возникли сомнения и вопросы.
Сомнения по поводу шансов Киева, очень старающегося показать хоть какой-нибудь успех на фронте. И вопросы, в частности, о том, как распределяются эти деньги, как и в какие суммы государства-поставщики вооружений их оценивают. И почему, например, Эстония запрашивает и получает непропорционально больше других по завышенным расценкам за старое оружие, боеприпасы и мобильные военные госпитали.
Таллин был обвинен в корыстности и чуть ли не в мошенничестве. Но разразившийся было по этому поводу скандал, о котором рассказывал Baltnews, как-то очень быстро затих. Возможно, союзники все же решили не "выносить сор из избы". Тем не менее вопрос о финансовых запросах Эстонии обязательно возникнет вновь при обсуждении запроса Жозепа Борреля на дополнительные миллиарды.
Просьба поднять финансовый потолок Европейского фонда мира (EPF), уже выделившего около 4,6 миллиарда евро на военную помощь Украине и получившего заявки еще примерно на 2 миллиарда, обращена прямо к странам-акционерам, так как этот фонд формируется вне компетенции Европарламента и вне бюджета Евросоюза. Его законодательство запрещает тратить общеевропейскую казну на вооружения, что и стало причиной создания специального "мирного" фонда, средства которого предполагалось тратить на военную подготовку и оснащение армий третьих стран (то есть, в первую очередь, Африки).
С началом украинского кризиса практически все его деньги, вопреки прежним принципам и правилам Евросоюза не поставлять оружие воюющим странам, уходят на компенсации поставок Киеву лежавших на складах европейских стран вооружений. В социальных сетях порой можно увидеть видео комментарии непосредственных участников военных действий, демонстрирующих, например, переносные противотанковые системы с истекшим еще в 90-е годы сроком годности. Но даже старое оружие, как известно, стреляет и убивает, а потому стоит довольно дорого.
Евросоюз вдруг вспомнил об истинном предназначении "фонда мира"
Предложение Борреля требует одобрения национальных правительств стран альянса, ранее вроде бы уже согласившихся увеличить фонд "в случае необходимости". Но вот уверенности в том, что этот момент "необходимости" настал, судя по ряду комментариев в средствах массовой информации, у некоторых столиц нет.
Постоянно оглядываясь на США, которые вложили в прокси войну с Россией намного больше стран Евросоюза, европейские лидеры слышат о том, что Вашингтон уже летом может прекратить финансирование Киева из-за внутренних проблем с бюджетом. Участились "американские утечки" информации об истинном состоянии дел киевского режима и о реальных потерях Украины. Так, потенциальный кандидат в президенты от демократов Роберт Ф. Кеннеди дж. в нескольких интервью упомянул о том, что Киев потерял около трехсот тысяч солдат только убитыми, что намного больше тех цифр, которые приводят западные "эксперты".
Кроме того, Европейский фонд мира возмещает лишь часть стоимости отправляемых на Украину военных "подарков", и общая сумма невосполнимых финансовых потерь начинает нервировать европейских политиков не меньше, чем опустевшие военные склады. Избиратели и контрольные органы задают вопросы и требуют доказательств эффективности таких "инвестиций" в обещанную и уже воспетую победу Украины. Сомнения усиливают и поступающие из Украины и волонтеров сообщения о многочисленных случаях коррупции среди украинских чиновников и офицеров, свидетельства о разворовывании, в том числе и оружия, которое затем попадает в руки криминальных структур.
Учитывая, вероятно, все это, Жозеп Боррель осмотрительно мотивировал свой запрос на дофинансирование, в частности, тем, что средства фонда уже потрачены или вот-вот будут потрачены на помощь Украине, а для третьих стран денег не остается, что противоречит официальным целям фонда. Иными словами, Брюссель дает понять, что дополнительные деньги, возможно, пойдут не на поставки вооружений Киеву, а на помощь кому-то еще.
"Мы должны пополнить счет, – процитировало информированное брюссельское издание Euractiv неназванного чиновника Еврокомиссии. – Суть Европейского фонда мира... носит универсальный характер. Он придуман не для Украины. Он был задуман для любого конфликта, с которым мог бы справиться Европейский союз".
Тем временем Венгрия, сама не поставляющая Киеву вооружения, заявила о том, что заблокирует следующий транш пополнения фонда мира, если он предназначен для Украины, и любой другой новый пакет санкций против России, если Киев не исключит венгерский банк OTP из своего списка "спонсоров войны".
Киев ведет скрупулезный учет всех иностранных частных и юридических лиц, предприятий и банков, которые, по мнению самого Киева, как-то способствуют его поражению. Но с готовностью вычеркивает из этого списка тех, за кого есть кому "замолвить словечко" в Евросоюзе или США.
Очевидно, команды Брюсселя не трогать европейские банки в случае со строптивыми, вечно критикующими Брюссель венграми не последовало. Будапешт также потребовал гарантий того, что не только Украина, но и другие регионы, такие как Балканы или Северная Африка, также получат деньги фонда. "Мы поговорим с украинцами, и мы поговорим с государствами-членами (ЕС), включая Венгрию", – сказал Euractiv высокопоставленный чиновник Евросоюза на условиях анонимности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.