В понедельник, 26 июня, европейские СМИ тиражировали информацию от Financial Times (FT) о том, что Германия высказала возражения против планов Евросоюза по изъятию замороженных активов ЦБ Российской Федерации.
Так, намерение руководства ЕС передать российские активы на восстановление Украины, по мнению Берлина, является "поспешным действием", таящим в себе юридические и финансовые риски. Еще бы, ведь по своей сути действия властей ЕС не могут быть квалифицированы иначе как рэкет международного масштаба.
По данным Financial Times, "высокопоставленные представители правительства ФРГ выразили сомнения, что план Еврокомиссии по передаче части российских активов на восстановление Украины получит достаточную поддержку из-за слишком высоких юридических рисков".
В частности, об этом заявил некий чиновник в МИД Германии. Он отметил, что "Москве придется заплатить за нанесенный Украине ущерб, и Берлин делает все возможное в рамках закона, чтобы найти и заморозить активы находящихся под санкциями россиян и компаний". Однако, подчеркнул чиновник в МИД Германии, "идея использовать эти средства для восстановления Украины вызвала сложные финансовые и юридические вопросы".
Еще один немецкий чиновник в беседе с Financial Times сказал, что "идея передать Киеву замороженные российские активы открывает ящик Пандоры, поскольку создает прецедент для других требований, в частности, запросов Польши о выплате Германией репараций за ущерб во время Второй мировой войны".
Также сообщается, что министр юстиции ФРГ Марко Бушман, изучив предложения ЕС по изъятию активов ЦБ РФ, пришел к выводу, что они неприменимы с юридической точки зрения. Из Financial Times попытались связаться с министерством, чтобы получить на этот счет пояснения, но "официальный представитель ведомства в ответ на запрос газеты отказался от комментариев".
А тем временем Еврокомиссия работает над планом по привлечению миллиардов долларов на восстановление Украины и рассматривает возможность потребовать от финансовых учреждений, в которых находятся замороженные российские активы, передать часть полученной прибыли на эти цели.
Также в ЕС обсуждается возможность передать замороженные активы трастовому фонду, который затем инвестирует их на рынке капитала, а Украина получит средства с прибыли от процентов. Отмечается, что в долгосрочной перспективе эти деньги могут быть зачтены в счет "репараций", предусмотренных еще только возможным мирным договором. Однако окончательного решения по данному вопросу в Евросоюзе нет, а принять его могут не ранее очередного саммита ЕС в конце июня.
В FT напомнили, что еще 21 июня на встрече с Еврокомиссией дипломаты из нескольких стран ЕС призвали к осмотрительным действиям. По их заявлениям, необходимо ответить на важные вопросы, прежде чем делать официальное предложение о передаче Киеву части российских активов. "Сложная задача заключается в том, чтобы попытаться принять решение о том, что является юридически обоснованным и оправданным. Это сложнее, чем кто-либо думал вначале", – передали в Financial Times высказывание одного из участников дискуссии 21 июня.
Напомним, что Евросоюз, опираясь на антироссийские санкции (которые сами по себе, с юридической точки зрения, являются незаконными), заморозил активы ЦБ РФ на сотни миллиардов евро. При этом от идеи полной конфискации российских активов Евросоюз уже якобы отказался, а теперь ищет возможность направить Киеву лишь доходы от замороженных средств.
Еще один безымянный спикер FT – европейский дипломат – сказал, что "в членах ЕС существует очень четкий и широкий консенсус в отношении того, что новые деньги, полученные за счет этих замороженных активов, должны и могут быть использованы", а вот "просто взять эти деньги, основываясь на каком-либо политическом решении", члены ЕС не могут. По крайней мере, многие из них понимают и разделяют это.
Ожидается, что вопрос с замороженными российским активами получит развитие по итогам очередного обсуждения на встрече министров иностранных дел 27 стран ЕС в Люксембурге 26 июня.