Жители Эстонии с заметно меньшим энтузиазмом, чем население всего Евросоюза в целом, относится к оказанию Украине финансовой помощи и приему украинских беженцев, в меньшей степени одобряют санкции, введенные против России, ее компаний и частных лиц, а также не считает удовлетворительной реакцию Брюсселя на украинский кризис.
Проведенные агентством Eubarometer опросы общественного мнения показывают не только заметные отличия в оценках российской политики Евросоюза в разных странах альянса, но и очевидное снижение поддержки Украины.
Официальная оценка результатов исследования общественного мнения, завершенного Eubarometer к концу июня в большинстве стран Евросоюза, а также в не состоящих в альянсе государствах, сводится к тому, что среднестатистический житель Европы в целом одобряет экономическую и внешнюю политику Брюсселя, его амбициозные планы и, главное, введенные им антироссийские санкции.
И это действительно так, если полагаться на опросы респондентов и не обращать пристального внимания на формулировки заданных вопросов. "Одобрение действий, предпринятых в ответ на вторжение России в Украину, остается очень высоким", – заключают авторы исследования, отмечая, что большинство опрошенных выступают за оказание гуманитарной помощи людям, пострадавшим от военных действий, за прием спасающихся от них людей, за финансовую поддержку Украины и за экономические санкции против российского правительства, компаний и частных лиц.
Но есть, как говорится, нюансы, которые обойдены в публикации молчанием. И состоят они в том, что данные, полученные весной и летом заметно отличаются от результатов ответов, полученных на аналогичные вопросы менее, чем полгода назад, зимой этого года.
Так, безоговорочная поддержка гуманитарной помощи беженцам упала в среднем по Евросоюзу на 7% – настолько снизилась доля людей, полностью согласных и дальше принимать беженцев, под которыми, надо полагать, понимаются в основном граждане Украины, а не иммигранты из бедствующих африканских и азиатских стран, ходатайствующие о получении статуса беженцев.
Доля однозначных сторонников продолжения финансовой поддержки Киева упала на 6%, введения санкций против России – на 4%. Тех, кто совершенно уверен в необходимости блокирования государственных средств массовой информации России, стало меньше на 4%. Таковых и прежде было намного меньше половины, сейчас их доля сократилась до 34%. Ну а уверенная поддержка политики финансирования Евросоюзом закупок вооружений для Украины снизилась до 28%.
Конечно, наличие в вопросах, помимо варианта "я полностью поддерживаю", еще и уклончивого "скорее поддерживаю, чем нет" позволяет довольно гибко трактовать полученные результаты. Но и доля тех, кто "скорее да, чем нет" также снизилась.
С учетом масштабов опроса и численности населения Евросоюза, а также с поправкой на мощную антироссийскую пропаганду, проводимую подавляющей частью "мейнстримных" европейских средств массовой информации, снижение поддержки антироссийской политики Брюсселя, произошедшее всего за несколько месяцев, говорит о явных переменах в умах среднестатистических европейцев.
Мнение эстоноземельцев отличается от точки зрения среднестатистического европейца
О том же свидетельствует и изменения в приоритетах, зафиксированное авторами исследования Eubarometer. Респонденты по-прежнему, как и полгода назад, ставят на первое место в списке наибольших своих озабоченностей инфляцию и растущую стоимость жизни, сложная международная ситуация осталась на втором месте, а вот на третье из середины списка переместилась иммиграция.
Авторы опроса, спрашивая об отношении к международной ситуации, не расшифровывали, что конкретно имеется в виду, но результаты толкуют как озабоченность респондентов именно украинским кризисом, хотя опрашиваемые могли иметь в виду не только военные действия на Украине, но, скажем, еще и отношения с Китаем, проблемы с беженцами в Ливии и Тунисе или трения между Грецией и Турцией. Но как бы там ни было, украинская трагедия, конечно, всерьез волнует большинство европейцев. И большое количество украинских беженцев, судя по увеличению доли респондентов, обеспокоенных притоком иммигрантов, им также все больше не нравится.
Результаты опроса Eubarometer, проведенного в Эстонии, важны и интересны уже хотя бы по той причине, что в самой республике подобные исследования явно не в чести. Местные фирмы, специализирующиеся на выяснении общественного мнения, работают, похоже, почти исключительно на политические партии, постоянно выясняя изменения в рейтингах популярности партий и отдельных политиков. А жаль, поскольку полученные в ходе общеевропейского опроса результаты ответов эстоноземельцев отличаются как от средних по Евросоюзу итогов, так и от официальных оценок Таллином уровня поддержки его политики у населения. О безоговорочном согласии, похоже, и речи нет.
Скажем, в итоговой брюссельской публикации результатов опроса в Эстонии вообще почему-то нет ни вопроса о согласии с блокированием и запретом российских средств массовой информации, ни, соответственно, ответов на эти вопросы. Надо полагать, они вообще на всякий случай не были заданы или же ответы на них очень не понравились исследователям.
Доля опрошенных эстоноземельцев, к их чести сказать, совершенно согласных и дальше помогать спасающимся от военных действий беженцам, по-прежнему высока, но она немного меньше, чем средний по Евросоюзу результат. А вот доля тех, кто безоговорочно поддерживает политику неограниченного приема украинских беженцев, существенно снизилась, и она значительно меньше соответствующей доли так же думающих среднестатистических жителей Евросоюза.
Еще меньше в сравнении со средними по альянсу данными опроса число эстоноземельцев, выступающих за продолжение финансовой помощи Киеву. Ниже и доля тех, кто поддерживает антироссийские санкции, число тех, кто считает необходимым как можно скорее полностью отказаться от российских энергоносителей. Да, все эти "показатели" по-прежнему выше 50%, то есть более половины эстонских респондентов полностью (или же они проходят по категории "скорее да") согласны с официальной политикой Таллина и относительно поддержки Украины, и относительно антироссийских санкций.
Но, как несложно заметить, доля (снижающаяся) тех, кто со всем этим согласен, ниже, чем в среднем по Евросоюзу, что подразумевают нарастающую "фронду" населения по отношению к правительству страны, которое считается в Европе одним из наиболее враждебно настроенных против России. Политический "истеблишмент" Эстонии отнесен к категории безоговорочных "ястребов", но населению страны, похоже, больше симпатичны не такие агрессивные птицы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.