Вашингтон отправил Киеву миллионы боеприпасов, но пополнение арсенала и строительство новых производственных линий остаются проблемой для США, заявляют Мисси Райан, Алекс Хортон и Карен Деянг в своей статье для Washington Post.
Спешка администрации американского президента Джо Байдена по поставкам Украине оружия, играющего ключевую роль в ее военном успехе против России, привела к многообещающему ускорению производства вооружений, выпуск которых, как ожидается, вскоре удвоится по сравнению с довоенным уровнем США, составлявшим 14 000 единиц в месяц.
Война на Украине принесла бум американским оборонным фирмам, которые стремятся расширить производство и заводские мощности. Спустя полтора года после начала СВО Министерство обороны заключило контракты на производство оружия на сумму примерно 18,2 миллиарда долларов. По мнению экспертов, это соотношение, каким бы скромным оно ни казалось, является достижением для часто медленной и громоздкой системы закупок вооруженных сил Америки. Так, заключение крупного контракта в среднем занимает до 16 месяцев.
Ставки в усилиях США по встряхиванию закостенелой системы оборонных закупок особенно высоки в ходе затянувшегося контрнаступления ВСУ. Его судьба, как теперь говорят официальные лица Америки, зависит от способности Запада удовлетворить поразительную жажду Киева в артиллерийских боеприпасах.
Но эксперты предупреждают о серьезных проблемах, связанных с поддержанием высокого уровня производства вооружений и техники, необходимых не только для помощи Украине, но и для обеспечения собственной безопасности Соединенных Штатов. К ним относятся преодоление дефицита основных производственных компонентов, в том числе тротила, и обеспечение необходимых объемов производства в условиях бюджетной нестабильности.
Эксперты говорят, что Соединенные Штаты, инвестируя средства в расширение производства боеприпасов, беспилотников, ракет ПВО и других вооружений, в которых нуждается Украина, также должны гарантировать, что они могут поддерживать расширенные мощности по мере развития потребностей в потенциальных войнах с Россией или Китаем. Однако украинский конфликт обнажил кризис боеприпасов в масштабах всего НАТО.
В данный момент администрация США в основном сосредоточилась на увеличении выпуска 155-мм артиллерийских снарядов, которые десятилетиями были основой арсенала Запада и оказались критически важными для Украины в ходе провального контрнаступления.
Несмотря на то, что украинские силы проходили зимнюю подготовку в США по современным общевойсковым маневрам, правительство президента Украины Владимира Зеленского отказалось от этой тактики, вместо этого приняв истощающий артиллерийский подход, стремясь прорвать российские минные поля и обороняемые линии. Официальные лица США теперь говорят, что тактический сдвиг, сделанный Украиной, потребует поддержки страны надежными поставками артиллерийских снарядов.
С февраля 2022 года Пентагон заключил контракты на производство 155-мм снарядов на сумму 2,26 миллиарда долларов, что помогло увеличить производство в США с 14 000 единиц в месяц до примерно 20 000. Планируется, что в скором времени производство достигнет 28 000 снарядов в месяц, а к осени 2025 года планируется производить 1 миллион снарядов в год. Официальные лица отказались сообщить, какая часть этого количества будет идти Украине, а какая будет находиться в резерве в Соединенных Штатах.
Темпы наращивания мощностей могут затянуться надолго. Этим летом администрация Байдена решилась на поставку кассетных боеприпасов, которые представители Белого дома назвали "промежуточным" решением до тех пор, пока не увеличится производство обычных артиллерийских снарядов.
Несмотря на то, что контрнаступление Украины началось всего несколько месяцев назад, представители Министерства обороны США уже с нетерпением ждут зимы, когда потенциальное затишье в боевых действиях может позволить американскому и союзному производству "наверстать упущенное". Но и Москва не будет стоять на месте: перерыв может позволить российским войскам также перевооружиться и укрепить свои оборонительные рубежи.
"Никто на самом деле не задавал себе вопрос, а что, если "первый день, второй день" превратится в "неделя вторая, третья, четвертая?" – заявил британский министр обороны Бен Уоллес.
Министр армии США Кристин Вормут, комментируя вопрос расширения запасов артиллерийских боеприпасов, заявил, что США будут стремиться также увеличить свои резервы:
"Один из уроков, извлеченных из украинского опыта, заключается в том, что нам необходимо вернуться и пересмотреть эти минимальные стандарты. Возможно, мы недооценили их".
Эксперты говорят, что для пополнения американского арсенала потребуется поиск основных материалов для производства оружия, и эта проблема осложняется глобальным дефицитом химикатов и взрывчатых веществ.
Камилла Гранд, занимавшая пост помощника генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям с 2016 по 2022 год, отметила, что недавние конфликты в Афганистане и Ираке не потребляли артиллерию так быстро, как война на Украине, а это означает, что поставщикам не приходилось так активно задействовать свои запасы.
Гранд объяснила незначительные запасы боеприпасов в некоторых европейских странах тем, что они предпочитают направлять оборонные средства на дорогостоящие товары, такие как реактивные самолеты и основные боевые танки.
"Мы все заново изучаем, что значит заниматься массовым производством боеприпасов, которое стало… невозможным для многих членов НАТО", – сказал Гранд.
Она также заявила, что самым большим препятствием является график.
"Хорошо и приятно осознавать, что через пять лет мы сможем нарастить производство и пополнить запасы. Но тем временем Украине не хватает средств, и у нас могут возникнуть проблемы".
Также, по словам одного из анонимных источников, перед Пентагоном стоит задача выхода за рамки ускорения производства в краткосрочной перспективе. Пентагону необходимо продолжать закупки на этом уровне в течение более длительного периода времени, чтобы у него были не только здоровые запасы, но и здоровая производственная и промышленная база, способная удовлетворить потребности.
Продолжая финансировать Украину на высоком уровне, США могут столкнуться с растущим сопротивлением, поскольку небольшое, но красноречивое меньшинство республиканских законодателей ставят под сомнение разумность такой борьбы.