Очередное собрание участников "Европейского политического сообщества", съезд полусотни европейских лидеров, на этот раз выбравших местом встречи испанскую Гранаду, осадила почти тысяча журналистов.
Пишущее и снимающее сообщество по каким-то неясным причинам ожидало чего-нибудь значимого, если не прорывных соглашений, то хотя бы каких-нибудь общих решений. Но не получило ничего, что можно было бы, приукрасив, выдать за достижение Европы, способной разрешать опасные конфликты, урегулировать проблемы или просто договариваться друг с другом.
Гвоздем программы собрания клуба "сообщества" должен был, естественно, стать президент Украины Владимир Зеленский в его уже почти культовом полувоенном наряде главного борца за свободу и демократию. Ожидались разговоры о полной и безоговорочной его поддержке в сражении с "олицетворением зла" в лице России, а также о почти уже решенном присоединении Украины к Евросоюзу, может быть даже, кто знает, уже в 2030 году.
Разговоры такие, конечно, состоялись, но и эти светлые настроения были омрачены так некстати (а может быть и специально подгаданным к встрече в Гранаде) интервью бывшего президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, заявившего, в частности, газете Augsburger Allgemeine, что "не следует давать ложные обещания людям в Украине".
"Не следует давать ложных обещаний людям в Украине, которые и без того по горло в страданиях. Я очень зол на некоторые голоса в Европе, которые говорят украинцам, что они могут немедленно стать членами. Это не было бы хорошо ни для ЕС, ни для Украины. Любой, кто имел какое-либо отношение к Украине, знает, что это страна, коррумпированная на всех уровнях общества. Несмотря на все усилия, она не имеет права присоединиться и нуждается в масштабных внутренних реформах. У нас есть неудачный опыт общения с некоторыми так называемыми новыми членами, например, когда дело касается верховенства закона. Это не может повториться снова", – сказал экс-президент Юнкер, намекнув еще и на проблемы в отношениях с Польшей.
Бывший-то он президент, бывший, но пользуется немалым авторитетом (особенно для тех, кто сравнивает времена его правления с нынешними и делает выводы не в пользу действующего президента фон дер Ляйен). И раз Юнкер именно так, достаточно резко, говорит о нереалистичности планов принять Украину в состав альянса, следовательно, так думает об этом немалая часть европейского политического истеблишмента.
Трудно сказать, почему европейские средства массовой информации согнали почти тысячу без нескольких сотен репортеров и обозревателей освещать собрание "клуба" сообщества и что они на самом деле ожидали там услышать. Придуманное президентом Франции Эммануэлем Макроном "Европейское политическое сообщество" изначально создавалось как своеобразный дискуссионный клуб, не имеющий ни исполнительного органа, ни бюджета, но создающего ощущение причастности к Евросоюзу.
Париж и Берлин предлагают сделать нечто вроде политического "тамбура" для не состоящих в Евросоюзе стран. Возможно, какие-то серьезные разговоры во время встречи и состоялись (например, о борьбе с нелегальной миграцией), но широкой общественности о них ничего неизвестно и материалом для статей и сюжетов они никак стать не могли. Европейские издания не скрывали свое разочарование.
Да и трагические события на Ближнем Востоке, где палестинский ХАМАС в день двадцать второй месяца Раби аль-авваль, то есть в месяц рождения пророка, атаковал Израиль (после, несомненно, долгой подготовки, почему-то не замеченной ни одной западной спецслужбой, не говоря уж об израильской Моссад), мгновенно смели с первых полос всех изданий даже упоминания о встрече в Испании. Как, впрочем, и об украинском кризисе.
Итоговую пресс-конференцию пришлось отменить
Тем не менее встреча в Гранаде все же имела значение, хотя и не такое, какое от нее ожидали, и, вероятно, оставит свой след в жизни Европы. Она скажется тем, что, несмотря на присутствие почти пяти десятков европейских лидеров, не смогла помочь разрешить ни единой из длинного их списка проблем, накопившихся на континенте. Какой, скажем, смысл обсуждать новую систему общей безопасности Европы или возможности разрешения конфликтов на Кавказе без участия России.
Как не без горечи отметило европейское издание Politico, съезд "пшикнул, как подмоченная петарда". Предполагалось, что он даст возможность "добиться мира между враждующими Арменией и Азербайджаном", снизить напряженность на Балканах и провести "стратегический разговор" о безопасности континента. Не считая, конечно, обязательной программы с выступлением Зеленского и фотографированием европейских лидеров в его компании.
Глава Азербайджана Ильхам Алиев на встречу в Испании вовсе не приехал, не желая, очевидно, смотреть, как перед ним укоризненно трясут пальчиками, и выслушивать теперь уже бессмысленные речи о "разрешении гуманитарного кризиса" в Нагорном Карабахе, который уже оставлен практически всеми жившими там этническими армянами. Тем более, что и сама эта катастрофа случилось во многом благодаря "миротворческим усилиям" самого Евросоюза. Ныне же он "подтверждает свою непоколебимую поддержку" Армении.
Не стал тратить время на поездку в Гранаду и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, которому Евросоюз ничего не может предложить в связи с замороженными переговорами о когда-то желанном им присоединении его страны к альянсу, но зато может высказать немало претензий по самым разным поводам и причинам. Эрдоган явно не считает возможным тратить время на толкотню и ожидание в "тамбуре".
Попытки разрядить напряженность в отношениях между Косово и Сербией, о которых пишут европейские издания, оказались столь же тщетными. Последний раунд переговоров Белграда и Приштины, проходящих под руководством Брюсселя, закончился полным дипломатическим провалом.
Президент Косово Вьоса Османи отказалась вести переговоры со своим сербским коллегой Александром Вучичем, потребовав от Евросоюза ввести против Белграда санкции за "вторжение сербов в Косово". Требование, по всей видимости, бесперспективное, если учесть, что сербы для Брюсселя намного значимее и что не все европейские страны признают государственность Косова.
"Ощущение бесплодности неформального саммита достигло кульминации, когда принимающая страна, Испания, в последнюю минуту отменила запланированную пресс-конференцию", – пишет Politico, с точки зрения которого отмену пресс-конференции можно было приравнять к признанию провала. Тем временем организаторам встречи и ее ключевым участникам просто нечего было сказать журналистам.
Большинство ключевых лидеров перед началом и в ходе встречи старались избегать долгих разговоров с прессой и ответов на "неуместные" вопросы, просто пробегая мимо или отмалчиваясь. От них тщетно ждали чего-нибудь такого, эдакого, подходящего для заголовков статей.
Политики рангом пониже в этом смысле были в более выигрышном положении – от них-то как раз ничего значимого не ждали, так что можно было обойтись гладкими "домашними заготовками" и повтором уже неоднократно произнесенных выверенных фраз. Чем-нибудь вроде комментария эстонского премьера Каи Каллас.
"Я думаю, Россия хочет, чтобы мы устали, – глубокомысленно заявила она. – Мы должны показать им, что это не так. Мы должны помогать Украине столько, сколько потребуется". В этих фразах отсутствуют обычные для Каллас слова "уверенность" и "победа", а формулировка "столько, сколько потребуется" оставляет двусмысленное впечатление.
Что было в Гранаде замечательно в дни неформального саммита, что всем понравилось и всех устроило, так это погода. Хорошо в Гранаде осенью. И цены в местных ресторанах и гостиницах после завершения съезда высокопоставленных гостей заметно упали. Что же до европейских проблем, то они остались и даже выросли в количестве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.