"Беспрецедентные пошлины" ЕС против России: в минусе будут все

© Sputnik / Наталья Селиверстова

Протекционистские меры ЕС в отношении российских удобрений вряд ли спасут химическую промышленность, но фермеров заодно с потребителями вполне могут разорить.

Государства Евросоюза решили не отставать от новых американских трендов и тоже ввести пошлины. Разумеется, на импорт российских товаров, а именно удобрений. В 2024 году ЕС закупил рекордный объем удобрений из России – на 2,12 млрд евро, и такое тесное сотрудничество перечеркивает всю риторику Брюсселя за последние три года. В итоге местные производители оказались практически никому не нужны.

Разумеется, пошлины на более дешевые удобрения могут как-то помочь компаниям химической промышленности. Тем, которые еще не разорились из-за высоких цен на газ и критического падения конкурентоспособности. Но при этом европейские фермеры, которые вынуждены будут покупать более дорогие удобрения, вскоре начнут подсчитывать убытки.

Что спасет европейский химпром

В разгар энергетического кризиса, пик которого пришелся на 2021-2022 годы, химическая промышленность Европы пострадала, пожалуй, сильнее всего. Производители минеральных удобрений не могли выдержать высоких цен в тот период, ведь голубое топливо является не только энергоносителем, но и сырьем для производства азотных удобрений. В какой-то момент работать стало просто нерентабельно.

Причем началось это еще до 24 февраля 2022 года. Да, санкции повлияли на спотовые цены на газ, но заводы закрывались и ранее.

Например, в сентябре 2021 года норвежский производитель азотных удобрений Yara ввел ограничения на производство аммиака на своих заводах. А все потому, что ЕК приняла ряд законов для борьбы с глобальным потеплением, повысив затраты на производство удобрений. Теперь компании химической промышленности должны были платить компенсацию за выбросы CO2.

Эти квоты были настолько дорогими (90 евро за метрическую тонну CO2 в начале 2022 года), что заводы начали закрываться или переносить производства. Так, немецкий концерн BASF, который в 2021 году произвел 20,2 млн тонн эквивалента CO2 (то есть должен был заплатить 1,8 млрд евро) тоже ввел ограничения на производство аммиака. Его примеру последовали и другие производители удобрений.

После начала СВО, когда цена на газ (составляет 75% конечной цены азотных удобрений) ситуативно поднималась до 2200 долл. за тыс. кубометров, производство стало не просто нерентабельным, а убыточным. Заводы начали сыпаться, как карточный домик:

  • американский производитель CF Industries закрыл свои заводы в Великобритании;
  • австрийская Borealis AG приостановила деятельность;
  • свернула работу литовская Achema;
  • закрылась OCI в Нидерландах;
  • остановила мощности испанская Fertiberia.

Это далеко не исчерпывающий список заводов химической промышленности, которые пострадали в период энергетического кризиса. В определенный момент около 70% мощностей по производству аммиака в Европе были закрыты или остановлены.

Но стоит признать, что сегодня этот показатель ниже и в целом ЕС надеется на некий перезапуск отрасли. Отчасти именно из-за этого в Евросоюзе и решили повысить пошлины на российские удобрения. Сделать импортные товары более дорогими, чтобы свои производители получали прибыль.

Стратегия понятная и давно известная. Дональд Трамп использует ее повсеместно. Но важно понимать, что протекционизм бывает как во благо, так и во вред.

Возможно, если бы такие пошлины начали вводить раньше, на исходе энергетического кризиса или даже в самом его начале, эффект был бы положительный. Однако сегодня, когда значительная часть химической промышленности Европы практически в руинах, особого смысла в таком шаге нет.

Как рассказал в беседе с Baltnews независимый аналитик, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, ситуация в химической промышленности Европы сложная, и связано это с тем, что цены на газ снова поднимаются. На прошлой неделе они были в районе 550 долл. за тыс. кубометров. 

Разумеется, это не идет ни в какое сравнение с кризисом 2021-2022 годов, когда стоимость голубого топлива достигала 3 тыс. долл. Но поскольку заводам нужен не только газ, но и электроэнергия, в целом ситуация не внушает оптимизм. Рентабельность европейских удобрений по-прежнему низкая.

"Во время кризиса многие производители сократили или остановили свои заводы. И остановленные производства фактически не были перезапущены. Поэтому максимум, чего в ЕС могут добиться – это перезапустить старые мощности. И то не факт, что получится. Но на внутреннее потребление не хватит.

В Евросоюзе объем выпуска разных групп минеральных удобрений и спроса на них сильно разнится. Если производство азотных удобрений еще может покрывать хотя бы 70% внутреннего потребления, а калийные – 75%-80%, то с фосфорными сложнее. Они выпускаются в ЕС в малых объемах. В том числе из-за того, что в Европе действуют жесткие ограничения по содержанию кадмия в фосфорных удобрениях. И они будут ужесточаться", – отметил эксперт.

Леонид Хазанов напомнил, что самые чистые фосфорные удобрения – российские. Можно поставлять из Марокко, Туниса, Китая, но по содержанию кадмия они уступают конкурентам из России. А ведь в ЕС заговорили о введении пошлин как раз накануне весенних полевых работ, когда следует проводить закупки.

Не щадить ни фермеров, ни потребителей

Многие западные СМИ уже предсказали массу проблем на фоне введения пошлин на российские удобрения. Так, в одном крупном издании опубликовали прогноз, согласно которому стоимость удобрений на местном рынке вырастет на 40-45 евро за тонну. Но компании химической промышленности настаивают, что это необходимый шаг – якобы только так можно вернуть конкурентоспособность.

В Financial Times же, в свою очередь, отмечают, что европейские цены на природный газ "на 345% выше американских", поэтому разница с российскими удобрениями еще выше. И если не предпринять решительных мер, то многие производители могут перенести свои производства в США.

Вот только нигде не упоминается о том, что в попытке вернуть рентабельность химическим предприятиям Европа рискует уничтожить другие отрасли. И заодно в очередной раз усложнить жизнь потребителям, которым придется столкнуться с ростом цен.

"Последствия от введения пошлин будут вполне ожидаемыми – цены поползут вверх. Российские производители удобрений переложат оплату пошлин на европейских потребителей. Конечно, объем поставок может сократиться. Если сейчас РФ поставляет примерно на 800 млн или 1 млрд удобрений в год, то после введения пошлин этот объем может сократиться примерно на 30%. Но для Москвы это не критично. Выпадающие объемы она сможет перенаправить на внутренний рынок, в Латинскую Америку, в Азию.

При этом недостающие объемы в Европу начнут поставлять игроки из США, Марокко, Египта. Соответственно, в этих странах предложение уменьшится, и нишу займут российские удобрения. По сути, производители просто поменяются местами. А самыми крайними, как всегда, останутся европейские фермеры и потребители. Цены на сельхозпродукцию повысятся, а при попытке искусственно их сдержать аграрии предпочтут уничтожать свой товар. Так что в целом идея о пошлинах, продвигаемая политиками и производителями удобрений в ЕС, бредовая", – резюмировал Хазанов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.