Вильнюс уговаривает Брюссель ограбить Россию. Но Европа сомневается

© Getty Images/ SOPA Images

Литва рвется в авангард – Науседа убеждает Брюссель забрать замороженные российские активы и пустить их на войну. Но даже в Евросоюзе все больше тех, кто боится открыть этот "ящик Пандоры".

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен осталась довольна визитом в Вильнюс и встречей с президентом Литвы Гитанасом Науседой. Литовский президент поддержал идею направить замороженные российские активы на помощь Украине.

Фон дер Ляйен ценит подобную моральную поддержку и стремится заручиться союзниками в продвижении этого шага, вызывающего серьезные споры. Несмотря на общий антироссийский настрой в Европе, противников инициативы больше, чем можно было бы ожидать.

Инициатива Литвы, а также аналогичные предложения Таллина и Риги стали для главы Еврокомиссии своего рода "зеленым светом" – процесс запущен. Особенно учитывая, что уже сейчас активы приносят непредвиденную прибыль. По словам фон дер Ляйен, сумма достигла 3,7 млрд евро и продолжает расти. Эти средства, как она отметила, направляются на поддержку Украины.

От банковских консультаций – к международной политике

До избрания президентом в 2019 году Гитанас Науседа работал советником в скандинавском банке SEB, что, как ему кажется, дает право позиционировать себя как финансиста. Однако многие сомневаются в его компетенциях в этой сфере.

Науседа активно комментировал экономическую ситуацию в СМИ, но его прогнозы часто расходились с реальностью. В финансовых кругах даже шутили: "Если Науседа советует покупать валюту – продавай. Рекомендует продавать – покупай. И не прогадаешь".

Сегодня же бывший банковский советник предлагает Еврокомиссии несколько сценариев: использовать замороженные активы в качестве залога для предоставления Украине кредита, перевести средства в специальный фонд ЕС или задействовать целевой фонд для повышения эффективности использования средств.

"Литва намерена добиваться более широкого использования активов, ведь одной передачи прибыли недостаточно. Речь идет о катастрофических потерях – человеческих жизнях, разрушенной инфраструктуре, жилье, транспорте. Россия должна понести ответственность", – заявил Науседа во время прогулки с фон дер Ляйен по шоссе Вильнюс – Минск – Москва.

Он также подчеркнул: "Мы в Литве будем последовательно убеждать скептически настроенные страны. Надеюсь, в итоге мы придем к положительному для нас решению".

Возможно, за красивыми словами стоят интересы не только литовской стороны. Науседа может выступать в роли лоббиста – не исключено, что он действует по подсказке старых коллег из SEB.

Скепсис Брюсселя

ЕС заморозил около 200 млрд евро активов Центробанка России в феврале 2022 года. При этом почти 90% этих средств находятся в бельгийском депозитарии Euroclear.

Предложение об изъятии активов вызвало острые споры. С одной стороны – сторонники радикальных антироссийских мер, призывающие направить средства на нужды Украины. С другой – представители деловых кругов, предупреждающие: такой шаг подорвет доверие к Европе как к надежному финансовому центру.

Гендиректор Euroclear Валери Урбэн заявила, что конфискация замороженных российских активов может "открыть ящик Пандоры" и подорвать доверие инвесторов. По ее словам, акционеры компании поддерживают решение оставить активы неприкосновенными.

Недостача средств и политические реалии

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас признала: союз сталкивается с острым дефицитом средств на поддержку Украины. Однако при этом подчеркнула, что "Бельгия и ряд других стран не готовы обсуждать немедленную конфискацию активов".

На фоне сокращения финансирования некоторые государства, включая Литву, настаивают на необходимости использовать российские средства. Вопрос приобретает особую остроту в условиях, когда Евросоюз уже обязался поставлять вооружение Украине. Так, недавно было принято решение о передаче шести комплексов Patriot за счет Дании, Нидерландов и Норвегии. Общая стоимость – 8,5 млрд долларов.

Для Литвы эта сумма – почти половина годового бюджета (доходы на 2025 год прогнозируются на уровне 17,98 млрд евро, расходы – 23,02 млрд). В таких условиях Вильнюс стремится найти внешние источники финансирования.

По словам Каллас, конфискованные активы могли бы покрыть затраты, однако для этого необходимо единогласие стран ЕС – а его достичь крайне сложно.

Таким образом, у президента Литвы есть все основания "прогуливаться" с Урсулой фон дер Ляйен по символическому маршруту, пролегающему в 923 километрах от Москвы. Вопрос замороженных активов России стал очередной вехой на пересечении интересов геополитики, экономического прагматизма и внутриполитических амбиций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.