Паника под заказ: зачем Европе миф о "русских дронах"

© AP Photo/ Pavel Bednyakov

Политики в ЕС продолжают нагнетать тревогу из-за якобы российских дронов и истребителей, используя ситуацию как повод для продвижения масштабного оборонного проекта под названием "стена дронов".

Без предъявления внятных доказательств восточноевропейские и скандинавские страны подталкивают Евросоюз к эскалации конфликта с Россией. Параллельно этим процессам открываются возможности для освоения внушительных бюджетов из фонда SAFE, созданного специально для финансирования военных нужд.

Воздушные угрозы: миф или реальность?

На этой неделе в Копенгагене лидеры стран ЕС обсудят инициативы в сфере обороны. Среди приоритетов – развитие системы европейских беспилотников и укрепление ПВО. Поводом для активизации стали сообщения о якобы участившихся нарушениях воздушного пространства НАТО российской авиацией.

Однако до сих пор не представлено ни одного убедительного доказательства таких инцидентов, как и причастности России к запуску беспилотников. Тем не менее, отсутствие фактов, как показывает практика, не мешает выделять сотни миллионов евро на соответствующие проекты, которые частично финансируются из фонда SAFE объемом в 150 млрд евро.

Тревога на ровном месте

8 сентября появилось сообщение о 21 российском дроне, якобы вторгшемся в воздушное пространство Польши. Ключевое слово – "якобы". До сих пор нет подтверждений ни запуска с российской территории, ни принадлежности этих БПЛА российской армии. Более того, не исключено, что дроны собраны на Украине, где беспилотники давно стали массовыми.

Интересно, что дроны не нанесли никакого урона польским объектам. При этом польские военные признали, что сбили лишь небольшую часть аппаратов, и то не сразу. Тем не менее, правительство страны организовало экстренное заседание, временно закрыло аэропорты и даже инициировало консультации по 4-й статье НАТО, как если бы речь шла о масштабной атаке.

20 сентября с аналогичным заявлением выступила Эстония. Там сообщили о нарушении воздушного пространства тремя истребителями МиГ-31. В Минобороны России пояснили: перелет осуществлялся по согласованному маршруту из Карелии в Калининградскую область, без захода в воздушное пространство Эстонии. Однако официальный Таллин настоял на проведении заседания Совбеза ООН.

Через несколько дней тревогу забили и в Скандинавии. В ночь на 23 сентября над Копенгагеном и Осло были замечены дроны, которые почти мгновенно окрестили российскими. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен назвала произошедшее "самой серьезной атакой на критическую инфраструктуру" страны и допустила российский след.

Никаких доказательств, как и в предыдущих случаях, представлено не было. В качестве "подтверждения" подключился называющий себя президентом Украины Владимир Зеленский, заявивший с экранов ТВ, что "в аэропортах Дании и Норвегии действительно были российские дроны". На чем основано это утверждение, он не уточнил.

Все эти эпизоды случились в течение трех недель – как раз в период проведения 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Совпадение? Вряд ли.

Зачем ЕС нужна "дроновая стена"?

30 сентября председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила срочно приступить к созданию "стены дронов" на границе с Россией. Конкретика пока отсутствует: по словам евробюрократов, речь идет о системе защиты от БПЛА в определенных приграничных секторах.

27 сентября еврокомиссар Андрюс Кубилюс заявил, что проект может быть реализован в течение года, хотя точные сроки назвать затруднительно. При этом в ряде стран ЕС открыто признают: построить такую систему сложно и крайне дорого. Министр обороны Германии Борис Писториус прямо заявил, что реализовать подобный проект в обозримом будущем невозможно.

Тем не менее, правительства Польши, Эстонии, а также частично Дании и Норвегии, очевидно, не собираются упускать возможность получить доступ к фонду SAFE – инструменту совместных закупок в размере 150 млрд евро. В Евросоюзе такое участие приравнивается к выигрышу в лотерею.

Эскалация как способ заработка

Фонд SAFE – часть плана ReArm Europe на сумму 800 млрд евро. Помимо займов, он предусматривает послабление фискальных ограничений, чтобы увеличить оборонные расходы стран ЕС до 1,5% от ВВП. Это открывает широчайшие возможности для масштабных закупок вооружения, в том числе и в рамках проекта "дроновой стены".

Политолог Вадим Трухачев в беседе с Baltnews отметил: в истории с "дроновой угрозой" переплетаются два мотива – стремление ЕС обострить отношения с Россией и желание отдельных политиков извлечь из ситуации материальную выгоду. "Осваивать" средства предполагается как по линии НАТО, так и за счет национальных военных бюджетов.

"Пока европейские власти не готовы к прямому военному столкновению с Россией. Даже правительства, известные своей антироссийской риторикой, как в Польше и Литве, воспринимают отправку войск как недопустимую меру. А вот нарастить военное присутствие в Восточной Европе и увеличить поставки вооружений Украине – это пожалуйста", – пояснил эксперт.

США: дистанционное участие

ЕС своими действиями подталкивает США к дальнейшему ухудшению отношений с Россией. И если еще недавно Вашингтон демонстрировал сдержанность, то сегодня мы наблюдаем обратную тенденцию.

Как отметил в разговоре с Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин, "в последние дни риторика США стала заметно жестче, обсуждаются поставки Украине ракет Tomahawk. Еще недавно подобные шаги считались невозможными даже при администрации Байдена".

Эксперт считает, что США будут использовать тему "российских беспилотников" менее активно, чем Европа. Однако уже одного одобрения Дональдом Трампом идеи сбивать российские самолеты в небе над НАТО достаточно, чтобы запустить новый виток милитаризации на европейском континенте.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.