В начале июня 2022 года Служба госбезопасности Латвии начала против журналиста, общественного деятеля Владимира Линдермана уголовный процесс по 74-й статье первой части Уголовного закона "О прославлении и оправдании преступлений против мира и военных преступлений". Он был задержан 21 июня. На следующий день, 22 июня, Рижский суд заключил его под стражу.
Оппозиционного журналиста обвиняют в том, что он "в Интернете свободно распространял для неограниченного круга лиц информацию о военных действиях, отражая события в соответствии с интересами Кремля". По информации Службы госбезопасности (СГБ), за свои действия он получал деньги от российских юридических учреждений.
Линдерман написал открытое письмо лидеру фракции "Согласия" в Сейме Янису Урбановичу. Он попросил политика воспользоваться возможностями, которые есть у фракции, и остановить беззаконие со стороны Службы госбезопасности.
Он напомнил, что после начала специальной военной операции России на Украине СГБ начала около 20 процессов по вышеупомянутой статье, которая "карает за оправдание, отрицание, прославление геноцида, преступлений против человечества, преступлений против мира и военных преступлений".
Так, они начаты против жителей балтийской республики, которые, как полагают с Службе госбезопасности, оправдывают или восхваляют действия Российской Федерации, или выражают отличную от общепринятой точку зрения на российско-украинский конфликт.
"Имена некоторых фигурантов уголовных дел известны: Айвис Василевскис, Кирилл Федоров, Игорь Кузьмук, Александр Дубяго, Руслан Панкратов и автор этих строк. Возникает вопрос: на каком правовом основании СГБ штампует уголовные процессы по статье 74? Признать человека виновным в совершении преступления может только суд. Президенты, парламенты, правительства, спецслужбы, СМИ таким правом не обладают. Это фундаментальный принцип, на котором стоит современная правовая система", – обозначил Линдерман.
"Существует ли судебный вердикт, признающий действия политических или военных руководителей Российской Федерации на Украине геноцидом, преступлением против человечества, преступлением против мира или военным преступлением? Нет, такого вердикта не существует. Имеются только политические декларации. Расследование ведется, но оно далеко до завершения", – продолжил общественный деятель.
"Как же можно преследовать людей за оправдание или прославление преступления, которое не признано преступлением в законном порядке?!" – задался вопросом журналист, добавив, что подобные действия являются правовым нигилизмом и надругательством над здравым смыслом.
Владимир Линдерман призвал Урбановича воспользоваться теми возможностями, которыми обладает крупная парламентская фракция, чтобы остановить беззаконие.