"Русский мир" Латвии не капитулировал, борьба продолжается

© Baltnews

"Русский мир" в Латвии не исчез бесследно. Он скрывается в тени и ждет возможности проявиться, утверждают руководители госбезопасности, поручая агентам брать подозрительных "на карандаш".

Проявить себя антифашисты могут только в борьбе с государством и его патриотами, убеждены в службе государственной безопасности и не только там. Например, на международном пограничном переходе "Патерниеки – Григоровщина" (на белорусской стороне) старший дежурной смены с самой что ни на есть латышкой фамилией Petrovs землю носом роет, выискивая предателей и врагов.

Офицер любит повторять, что "возвращающиеся из Белоруссии, тем более из России граждане и жители Латвии самим фактом поездки заслуживают пожизненной изоляции от других членов общества". Это не выдумка, а много хуже – это правда. Автор услышала вердикт "деполитизированного госслужащего" МВД в свой адрес и в адрес престарелой матери, навещавшей в Витебской области родные могилки.

Нечто подобное могут сказать полицейские, особенно муниципалы. Понятно, что в стране повальной безработицы каждому приходится бороться за свой кусок хлеба, но почему-то именно русскоговорящие на госслужбе оскотиниваются и быстро, и фундаментально.

Идеальный пример – бывшая министр внутренних дел Мария Голубева. Трудно сосчитать, скольким "оккупантам" и "потомкам оккупантов" она сломала жизнь, преследуя, арестовывая, лишая ВНЖ или гражданства, депортируя "в любимую вами Россию".

Наверное, именно из таких особей в 1941-1944 годах эсэсовцы в Латвии набирали подручных для исполнения грязных работ – расстрелов евреев, военнопленных красноармейцев, советских подпольщиков, партизан и вообще всех, кто косо смотрел на немецких освободителей.

Хотя автор, pardon, перегнула палку. Как раз Голубевой репрессивные структуры тех лет побрезговали бы. Гитлеровское государство лесбиянок на дух не переносило. Голубева же – открытая лесби. Для таких была открыта только дорога в концлагерь Дахау, причем в один конец.

И все-таки она вертится

В подзаголовок поставлена крылатая фраза, которую якобы произнес в 1633 году астроном Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Означают слова, что в душе человек остается при своем мнении, твердо веруя в свою правоту.

"Русский мир" в Латвии продолжается! Факт вынуждены признать даже его ненавистники. Вот что националисты, в частности, "соросенок" Лиана Ланга, пишут в своих антироссийских бумажках:

"Идет одиннадцатый год с начала войны [считают с марта 2014-го]. Но в Латвии все еще ведутся кухонные разговоры с дурными идеями: о победах российской армии, о списках врагов, высылаемых в Сибирь, об обустройстве площадок для расстрелов латышей". Те, кто готов расстреливать русских, спекулируют и нагнетают психозы.

Для насыщенных националистами силовых ведомств такие тексты превращаются в напоминания, что "русские не дремлют". Поэтому "предстоящая победа Украины важна не только для украинцев, но и для всего цивилизованного мира. В том числе для латышей".

Русофобы прибалтийской республики горюют, что частная жизнь, кухонные разговоры в том числе, в стране защищена законом. Якобы без страха за последствия собеседники могут говорить почти обо всем, цитируем, "даже если видеозаписи этих разговоров становятся публичными, и известно желание таких людей дождаться сброшенного с российских самолетов оружия, быть готовыми корректировать ракетные атаки и огонь артиллерии, стать палачами латышей".

Как поступят симпатизанты Кремля в случае российского вторжения? Осуществят угрозы? Встретят завоевателей цветами, а танки – поцелуями? Вот о чем размышляют нацики, изобретая противовесы. К слову, председатель правительства РФ Михаил Мишустин 20 сентября включил Латвию в перечень стран, "навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки", которые "противоречат традиционным российским духовно-нравственным ценностям". Вместе с официальной Ригой в список "недружественных" попали еще 46 государств.

В ответ латышские радикалы задались вопросом – сделали ли мы достаточно, чтобы предотвратить желание "ожидающих танки" сеять бедствие? "Пример Украины – свежее напоминание о том, на что способны скрывающиеся в тени коллаборанты", – паникуют реакционеры, имея в виду антикиевских подпольщиков и партизан.

Густо чешут

Надо сказать, что Латвия среди трех прибалтийских республик на уровне власти наиболее русофобская, но и самая промосковская на уровне одноэтажного государства.

До 14 сентября 2022 года Мариса Кучинскиса, а после 15 сентября Рихардса Козловскиса, министров внутренних дел, беспокоит тенденция к резкому росту прославляющих российскую внешнюю политику. Служба госбезопасности (СГБ) ежедневно сообщает о задержанных сторонниках Кремля. Министры обескуражены: "Патриотов Латвии внезапно не прибавилось, и число тех, кто смотрит на [Владимира] Путина как на своего президента, не уменьшилось".

Руководство СГБ утверждает, что не хватает денег для борьбы со сторонниками России, поскольку резко "возросла интенсивностью работы и нагрузки на агентов в связи с событиями на Украине". Кабмин деньги для решения задачи по стерилизации умов нашел и для ГБ, и для другого, более важного учреждения безопасности – Бюро по защите Сатверсме (Конституции) – "для покрытия расходов в связи с войной".

Работа закипела с невиданным ранее размахом. Радоваться достижениям открытых врагов РФ не станем, поскольку их жертвами стали и становятся "наши" люди.

Латвийские спецслужбы преуспели в преследовании тех, кто участвовал в боях на Украине на "неправильной стороне". Минувшим летом с подачи СГБ перед Фемидой предстал Иван Тарабанов – "он ездил на Украину с целью совершить диверсии с применением зажигательных элементов, пытался незаконно участвовать в вооруженном конфликте, стать террористом, чем нарушил условия закона "Участие Латвийских национальных вооруженных сил в международных операциях", поскольку не являлся военнослужащим подразделения Латвийских национальных вооруженных сил".

Плюс к этому Тарабанов "нарушил правовую процедуру, в соответствии с которой лица могут принять участие в вооруженном конфликте, происходящем за пределами территории Латвии, чтобы активно участвовать в боевых действиях и вооруженном конфликте на Украине".

То есть участвовать в войне разрешено, но только на условиях Латвийского государства. Поэтому госбезопасность возбудила иск против гражданина Латвии, служившего в НВС 15 лет назад. В СГБ также недавно подтвердили, что проверяют информацию о возможном незаконном активном участии 13 человек в войне на Украине на стороне ВС РФ. Некоторые из фигурантов были арестованы в Латвии и осуждены, остальные объявлены в международный розыск.

В частности, в розыске находится гражданин республики Ильяс Мамахаев. Уже объявлено о намерении лишить его гражданства. При этом известно о, минимум, дюжине латышей (в том числе об экс-депутате Сейма Юрисе Юрашсе), воюющих на стороне ВСУ, однако уголовное преследование их не коснулось.

Палачи дело знают

Если отмотать время назад, нужно написать, что под топор политической инквизиции попал активист "Русского мира" Кирилл Федоров. Блогера обвинили в "разжигании розни, в восхвалении мощи российских Вооруженных Сил, в разжигании ненависти и розни между жителями Латвии разных национальностей, в оправдании преступлений против мира". Зацепкой для СГБ стал контент, созданный и опубликованный Федоровым на каналах YouTube и Telegram.

Следом пошел антифашист Владимир Линдерман – прославлял СВО ВС РФ на Донбассе. В деле фигурирует и вторая статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за "действия, направленные на разжигание розни между жителями республики разных национальностей".

Были обнаружены "соответствующие интересам Кремля публикации и видеоматериалы, содержание которых направлено против интересов национальной безопасности Латвии". Контент, разумеется, публиковался на сайтах, финансируемых Россией.

Антифашиста Руслана Панкратова СГБ обвинило в распространении "необоснованных заявлений о ситуации с русскоязычным населением в Латвии через российские ресурсы, которые используются для агрессивной пропаганды": "Также он провоцировал ненависть и рознь в отношении украинцев и беженцев с Украины. Активист "Русского мира" и бывший сотрудник латвийского "Союза против нацизма" в Запорожской области принимал участие в конференции по референдумам о присоединении к России".

Здесь возникает вопрос. Например, тем американцам, которые на предстоящих президентских выборах проголосуют за неугодного Риге Дональда Трампа, поддерживают его стремления к мирному урегулированию территориального спора на Украине, будут пускать в Латвию или объявят персонами нежелательными, по аналогии с делом Панкратова? Шутка, но очень горькая.

Продолжим. Под "колпак" госбезопасности Латвии попадают даже депутаты собственного парламента, стоит им произнести крамолу. В частности, СГБ не оставила без внимания члена Сейма Глорию Гревцову и ее антиукраинские высказывания – "там идет гражданская война по всем ее нормам и канонам". Что здесь антиукраинского?

Затем разгорелось так называемое дело о деятельности направленного против интересов национальной безопасности Латвии telegram-канала "Антифашисты Прибалтики".

В следственных документах подчеркнуто: "Он прославляет Россию, ее политический режим, внешнюю политику и СВО ВС РФ, публикует призывы к проведению кибератак на латвийские государственные учреждения и частные компании. Подписчикам канала предлагается собирать информацию об инфраструктуре национальных вооруженных сил и сил союзников НАТО на территории Латвии".

Вполне достаточно, чтобы поставить антифашистов к стенке. Но агенты госбезопасности расстарались и отыскали призывы "собирать информацию о латвийских государственных и общественных деятелях, которые выступают против войны России на Украине, передавать ее российским спецслужбам и другим ведомствам, чтобы в отношении этих лиц были приняты различные меры".

Если обобщить

Если обобщить следственные дела, то госбезопасность борется против влияния, как сама подчеркивает, на официальное государственное мнение, разжигания национальной розни и против усилий иностранных государств влиять на процесс принятия решений в Латвии в соответствии с интересами России. Вторая задача СГБ – защитить латвийских чиновников и общество от психологического давления со стороны "вражеских спецслужб".

Вишенкой на торте выступает целый "букет" универсальных обвинений. Здесь прославление российских Вооруженных сил, оправдание советской оккупации, преступлений против мира, военных преступлений и прочие пакости, приписываемые постоянно живущим в Латвии гражданам РФ, части лиц без гражданства и "распропагандированным латышам".

Нет ничего удивительного в том, что нормальные люди бегут из такого "латышского счастья". Как правило, недалеко, в Псковскую область, в надежде на скорое возвращение.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.