Охота на ведьм по-латвийски: профессоров сажают за статьи, швей – за "шпионаж"

© Sputnik

В 2026-м году в Латвии продолжается тренд, заданный в 2025-м: репрессии, милитаристская истерия как средство обогащения узкого круга приближенных и подавление инакомыслия.

Краткое содержание первой части:

  • В феврале 2025 года Латвия вместе с соседними странами отключилась от БРЕЛЛ. Есть основания полагать, что поздней весной и летом в верховьях Даугавы были искусственно вызваны проливные дожди – чтобы "доказать" эффективность "зеленой" энергетики. Это нанесло серьезный урон сельскому хозяйству.
  • Милитаризация латвийской экономики означает прежде всего секретность большинства проектов. Любое несанкционированное распространение информации по ним может быть приравнено к измене родине, что делает использование выделяемых средств бесконтрольным.
  • Выдворение осенью из Латвии пожилых граждан России, проживших здесь всю жизнь – циничное издевательство. Крайний срок был выбран символично: 13 октября – день освобождения Риги от немецко-фашистских оккупантов в 1944 году.

Между тем репрессии продолжаются.

Доктора наук за решеткой

17 декабря Служба государственной безопасности (СГБ) задержала Виктора Гущина – доктора исторических наук, главу Русской общины Латвии, преподавателя и автора около 200 научных статей и монографий. На следующий день суд заключил его под стражу. На свободе осталась 95-летняя мать, за которой теперь некому ухаживать.

Виктору Гущину инкриминируют статью 84 Уголовного закона – нарушение режима антироссийских санкций с максимальным наказанием от четырех до восьми лет лишения свободы. Поводом послужили его публикации в российских СМИ, где он обращает внимание на тенденции возрождения нацизма в Латвии и на основе исторических документов доказывает, что славяне – коренной народ на этой земле с более древней историей, чем у латышей. Отягчающим обстоятельством, видимо, станет участие Гущина в конференциях, проводившихся в России после 24 февраля 2022 года.

Другой историк, Игорь Гусев, отстаивавший аналогичную точку зрения, в 2023 году был вынужден бежать из Латвии. Один из его знакомых, служащий в СГБ, вовремя предупредил, что против него готовится масштабный судебный процесс.

С 14 февраля снова находится за решеткой Александр Гапоненко – профессор, доктор экономических наук, публицист, правозащитник, автор ряда книг и фильмов. Он задержан как "агент Кремля" за дистанционное участие в начале февраля в конференции "Этноцид российских соотечественников в странах Балтии как фактор подготовки к войне с Россией", организованной в Москве Институтом стран СНГ.

71-летнему профессору Гапоненко, который серьезно болен, вынесен приговор – десять лет лишения свободы. Это равносильно пожизненному, учитывая обстоятельства.

Конструирование дел о шпионаже

В декабре продолжился суд над Светланой Николаевой и Сергеем Сидоровым. Это дело – характерный пример возможностей карательной системы, напоминающий процессы "врагов народа" при тоталитарных режимах XX века.

Светлана Николаева – мать Александра Дубяго, того самого молодого человека, который 10 мая 2022 года вышел к памятнику Освободителям с российским триколором и позже подал в европейский суд иск против Латвии. Из-за этого иска было проведено особое закрытое совещание Кабинета министров.

Николаеву посадили в мае 2024 года после того, как она привезла из России и передала Сергею Сидорову деньги на оплату услуг адвоката. Деньги попросила передать сестра Сидорова, живущая в России. Все документы, подтверждающие законность получения этих денег, у Светланы были.

Сергей Сидоров к тому времени был уже осужден на семь лет "за шпионаж". Согласно первоначальной версии, работая таксистом, он что-то "не то" сфотографировал, выложил в интернет и обсуждал массовое присутствие в Латвии войск НАТО, называя это оккупацией.

На обвинение в шпионаже это не тянет, поскольку шпионаж – это "целенаправленный сбор конфиденциальной информации с заведомой целью передачи ее враждебной стороне". Поэтому Сергея обвинили в сотрудничестве с телеграм-каналом "Антифашисты Прибалтики", объявленным в Латвии "враждебным государству".

Сейчас в деле появились показания бывшего сокамерника Сидорова, который рассказал ему, что в Рижской центральной тюрьме содержатся еще трое "шпионов". Сидоров поделился этими сведениями на свидании со Светланой в рамках обычного разговора. Обвинение пытается доказать, что Сергей Сидоров целенаправленно собирал информацию о политических заключенных по заданию Светланы Николаевой, которая, в свою очередь, действовала по заданию российской разведки.

У Светланы Николаевой подозрение на онкологию. Необходимого лечения она, как и Александр Гапоненко, не получает.

Нарастание абсурда

В апреле-мае началось судебное разбирательство по делу Татьяны Андриец, общественного деятеля, в школьные годы активистки Штаба защиты русских школ. Ее судят по тяжкой уголовной статье с наказанием от десяти лет лишения свободы до пожизненного. Основная статья обвинения – 89.1 (руководство преступной организацией или участие в преступлениях, совершенных такой организацией).

Под "преступной организацией" подразумевается телеграм-канал "Антифашисты Прибалтики". По имеющейся информации, Андриец не имела к этому ресурсу никакого отношения.

Девять месяцев она провела в заключении. Сейчас на свободе под подпиской о невыезде. Выйдя, она сразу начала организовывать сбор вещей и литературы для других заключенных. Однако пережитое не прошло бесследно: она оказалась в больнице с диагнозом "нервное истощение". На первом заседании суда присутствовал только ее "подельник", бывший полицейский Александр Жгун.

2 декабря по инициативе СГБ была задержана гражданская активистка из Резекне, член Русского союза Латвии Полина Камлева. Ей инкриминируют статью 77.2 "Финансирование вооруженного конфликта" с наказанием до десяти лет лишения свободы. Портал Совета общественных организаций Латвии приводит официальный комментарий СГБ:

"Согласно информации, имеющейся в распоряжении СГБ, женщина откликнулась на предложение контактного лица в России предоставить финансовые ресурсы российской армии в войне против Украины для закупки радиоэлектронной техники. Также выяснилось, что средства были переведены лицам в России".

Вопросы вызывает сама логика обвинения. Опытные бизнесмены, продолжающие работать с Россией, испытывают значительные трудности с организацией денежных потоков из-за отключения России от SWIFT. Как это могла осуществить простая женщина из латгальской глубинки?

Полина работала швеей в экономически депрессивной Латгалии, в свободное время шила русские кокошники. Какое радиоэлектронное оборудование армейского качества она могла закупить на такие доходы? За месяц до задержания Камлева ездила в Москву на конференцию и по возвращении на границе подверглась многочасовому допросу. По мнению СГБ, такая поездка уже является доказательством противоправной деятельности.

Это характерный пример начала "охоты на ведьм": карательная система отрывается от реальности.

Единомыслие для всех

"Антирусский этноцид", как определяет происходящее профессор Гапоненко, – лишь часть тотального введения единомыслия в Латвии как среди русских, так и среди латышей.

В ноябре в Сейм была подана коллективная петиция "О выдворении из Латвии нелояльных лиц и отнятии у них латвийского гражданства", подписанная 10 507 гражданами Латвии. 11 декабря 67 депутатов из ста поддержали этот документ. Теперь комиссия по обороне и внутренним делам Сейма займется разработкой соответствующего законопроекта.

Прежде можно было говорить об отдельных случаях, но сейчас Латвия проходит точку невозврата. Начинается "охота на ведьм".

Сначала репрессии применяются против русских "агентов Кремля", затем в Сейме начинается разработка законопроекта о лишении гражданства за нелояльность всех граждан Латвии независимо от национальности.

"Лояльность" – расплывчатое понятие. Под обвинение в "нелояльности" можно подвести даже публичную критику коммунально-бытовых вопросов. Планируемый законопроект означает полное подавление в Латвии возможности выразить мнение, отличное от официального, по любому вопросу.

Монополизация медиапространства

Введение единомыслия невозможно без монополизации медиапространства. Это происходит прямо сейчас.

"С 2026 года портал LSM.lv станет единой новостной платформой на латышском языке с возможностью выбора иностранных языков, – говорится в материале от 15 декабря на этом же портале. – Контент на английском, украинском и русском языках будет создаваться в единой редакции и по единым редакционным стандартам".

Это означает введение тотального единомыслия и жесткой цензуры, прежде всего в русском медиапространстве. С 1 января оно фактически перестало существовать: 70% контента "единой новостной платформы" составляют переводы латышских публикаций, 25% – оригинальные материалы и аудиовизуальные форматы, 5% – комментарии и мнения. Вероятно, эти 25% будут представлены видеороликами второстепенного значения.

Точка зрения, отличающаяся от официальной, уже давно наказуема в Латвии по нескольким статьям Уголовного закона, особенно если она высказана по-русски. Нарушителя ждет заключение, значительный штраф или общественные работы.

Латышу, чтобы высказать точку зрения, немного отличающуюся от официальной, нужно быть относительно известной персоной и многократно заверить аудиторию в своей абсолютной лояльности.

Одновременно закрывается "Латвийское радио-4" (LR-4), в первую очередь русская утренняя информационно-аналитическая программа "Домская площадь". Большинство сотрудников увольняется. С 1 января все печатные и электронные СМИ на русском языке облагаются налогом в 21% при сохранении для латышских 5%. Это делает частные русскоязычные СМИ абсолютно нерентабельными.

"Мы уходим от параллельных потоков информации к единым редакциям и единым профессиональным принципам, – говорится в упомянутом материале LSM. – Особое внимание будет уделяться культурной и исторической тематике, а также аналитическим объяснениям".

Милитаристская истерия и тотальное единомыслие – выгодные инструменты для личного обогащения власти. От них не откажутся, даже если республика продолжит катиться в пропасть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.