Литовский депутат Андрюс Кубилюс уверен, что если сейчас прекратить поставки российского газа в страны ЕС, то европейская экономика потеряет максимум 3%.
Политик в интервью местным СМИ рассказал, что Международное агентство энергетики попыталось спрогнозировать цены на энергетику с учетом тенденций, действий российского "Газпрома" и зависимости Европы.
По словам Кубилюса, если сравнивать ситуацию сейчас и экономический кризис 2009 года, то однозначно можно сказать, что влияние на экономику стран не будет таким драматическим, как 13 лет назад.
"Если, к примеру, сразу же прекратить весь импорт газа из России в ЕС, то подсчитали, что это скажется на европейской экономике максимум на -3%. Это не -15%, не -18%, которые были в 2009 году. <…> В соответствии с такими прогнозами, можно сделать вывод, что ситуация легкой не будет, но и драматической не будет", – отметил литовский депутат.
В разговоре с Baltnews ведущий эксперт фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что для кого-то 3% могут показаться небольшим падением, а для других стран – окажутся весомыми. В любом случае прекращение импорта газа из России будет серьезным стрессом, даже учитывая, что все страны отреагируют по-разному.
"Опять же вопрос, на сколько он прекратится, на какое время, будет ли потом возобновление поставок, какая будет ситуация с альтернативными поставщиками, сколько удастся купить свободного СПГ в мире и по какой стоимости – тут очень много разных нюансов есть. Если бы к этому стрессу были бы готовы все страны Европейского союза, то не было бы вот этого раскола, когда, например, Польша или Эстония призывают прекратить поставки российского газа, а, например, Германия говорит, что поставки газа нужно даже увеличивать от текущего уровня", – объяснил эксперт.
Как отметил Митрахович, сколько именно страны потеряют ВВП, невозможно сказать наверняка, так как было приведено большое количество расчетов. Эксперт надеется, что политики просто не захотят проверять до конца, сколько именно составит падение ВВП на практике.
"Это не просто экономическая ситуация, при которой падает ВВП. Это вопрос адаптации к стрессу масштабному. Тут не обойдется без государственного вмешательства. Когда государственное вмешательство происходит, там уже другие факторы играют роль, не только падение ВВП. Это вопрос про безработицу, про общественные настроения, про сохранение технологического потенциала и так далее", – уточнил он.
По словам Кубилюса, можно будет выйти из положения, подкрутив на 1–2 градуса отопление, или какое-то время жечь мазут. Подобные предложения уже звучали и в других странах. Так, в Германии посоветовали меньше проводить времени в душе, а в Мюнхене возобновили работу мазутных горелок на тепловых станциях.
Митрахович отметил, что Европа находит различные подходы к сокращению потребления: от принудительного запрета на использование кондиционеров до запрета на использование горячей воды в муниципальных центрах. В любом случае попытка не использовать подсветку, или снизить температуру, или проводить меньше времени в душе – это решения болезненного характера.
"Газ и электричество нужны не просто потому, что они нужны, они нужны для промышленности и для коммуналки. Какое-то общество или страна готовы пойти на резкое сокращение уровня жизни в своей коммунальной сфере, например, люди привыкли к горячей воде, а теперь не будет горячей воды. Газ не абстрактно нужен, он нужен для каких-то конкретных вещей, если от этих конкретных вещей промышленных и уровня жизни отказаться, то в принципе да, это решение проблемы", – объяснил специалист.
А если рассматривать альтернативных поставщиков, то, по словам эксперта, в этом плане пока все сложно. Тот объем сжиженного природного газа, который в мире есть, Европа скупает, конкурируя с Азией. Если рассматривать Катар в качестве нового крупного поставщика, то это разговор о перспективах. Поэтому некоторые запускают угольные станции или атомные станции вопреки идеологии зеленого курса, как, например, сейчас это происходит в Германии.
"Да, это отчасти поможет смягчить сложности, но опять же нельзя сказать, что это палочка-выручалочка, которая решает все проблемы, связанные с экономической войной с Россией", – резюмировал он.