На этой неделе эстонские СМИ обнародовали мнение бывшего министра окружающей среды Эстонии Рейна Эплера о положении в сфере энергетики, который начал свое изложение с изречения Густава Суйтса – "Будем эстонцами, но станем и европейцами".
"Теперь кажется, что некоторые из тех, кто стал "европейцами", забыли первую половину этой фразы. Если посмотреть, как ведут себя представители других стран-членов Европейского союза в институтах ЕС, то видно, что они не забыли свою родину", – написал Эплер.
Он коснулся нежелания Еврокомиссии установить ценовой потолок в системе торговли выбросами углекислым газом (ETS) по причине того, что в этом "якобы нет необходимости, т. к. влияние ETS на стоимость энергии невелико и составляет лишь десятую часть ее подорожания". В этой связи Эплер подчеркнул, что вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс – голландец, который явно не забыл о своей национальной принадлежности, оставаясь европейцем.
"Как известно, ранее в этом году Европейская комиссия решила, что использование природного газа и ядерной энергии для производства электроэнергии является "зеленым". Нидерланды вырабатывают почти 50% своей электроэнергии из газа, поэтому стоимость единицы квоты на CO2 мало влияет на голландцев. В отличие от нас (более 60% электроэнергии производится из сланца) или, например, поляков (75% электроэнергии производится из угля). Поэтому жители и предприятия в Нидерландах выиграют от установления ценового потолка на электроэнергию, но не от ограничения стоимости квоты на CO2", – написал Эплер.
В отличие от голландца Тиммерманса, эстонский еврокомиссар Кадри Симсон, по словам Эплера, "ведет себя как марионетка и пляшет под дудку своих старших братьев, уже забыв ту часть человечества, из которой ее командировали, чтобы быть "европейцем". Более того, подобным образом ведут себя многие чиновники, направленные в Европу или представляющие Европу в Эстонии.
"Читая и слушая выступления местных и иностранных политиков о причинах и возможных решениях энергетического кризиса, невозможно не заметить того огромного лицемерия, с которым пытаются скрывать собственные неправильные решения. И премьер-министр Кая Каллас, и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не устают повторять, что в энергетическом кризисе виновата война, начатая [президентом России] Владимиром Путиным против Украины. Конечно, война и взаимные санкции оказали большое влияние на происходящее в энергетике, но это воздействие стало возможным благодаря стратегическим ошибкам, которые совершались Европой в течение длительного времени", – отметил Эплер.
По его словам, с 1997 года, когда начался проект "Северный поток–1", Европа увеличивала свою зависимость от российских энергоносителей, несмотря на предупреждения, с которыми выступал, в частности, Эстония и другие восточноевропейские страны. В итоге "под лозунгом зеленого перехода закрывались газовые и угольные месторождения и вводилось регулирование, которое превратило выработку энергии из ископаемого топлива в постоянную борьбу с ветряными мельницами". Никакой заслуживающей доверия альтернативы при этом не осталось, кроме российской нефти и газа. "Так что, как только Россия перекрыла кран, стало невозможно и дальше притворяться, что зеленый переход был успешным. Или даже то, что произошел какой-то переход", – подчеркнул Эплер.
И добавил: "Вместо того, чтобы пересматривать неправильные решения, которые принимались в течение длительного времени, снова сделать доступными и внедрять функционирующие энергетические решения (уголь, газовые месторождения в Европе, атомная энергетика), а также начинать всерьез искать альтернативы для использования в будущем, занялись централизацией власти и колоссальным перераспределением денег".
По мнению Эплера, план отменить единогласие в принятии решений в Евросоюзе "раз и навсегда оставит Эстонию в роли младшего брата, судьбу которого смогут свободно решать старшие". Бывший министр окружающей среды Эстонии назвал абсурдной идею так называемого налога солидарности: "Бюрократы, которые сами допустили существенные ошибки в построении регулятивных рамок, теперь хотят компенсировать эти ошибки, вонзив нож в спину предпринимателям. Неожиданно и с обратной силой на всех в равной мере повесят дополнительный налог – на производителей энергии как из ископаемого сырья, так и из возобновляемых источников, которые получили прибыль. Такое решение существенно уменьшает доверие к ЕС как к рынку со стабильной регулятивной средой. Кроме того, мне трудно понять, почему в ситуации дефицита электроэнергии нужно наказывать дополнительным бременем оставшихся производителей электроэнергии".
По словам экс-министра, у нынешних чиновников ЕС от Эстонии, а также у правительства еще есть "хорошая возможность показать, что интересы Эстонии не прячутся стыдливо под сукно": "В ответ на планируемый Европейской комиссией налог солидарности следует, выпрямив спину, сказать, что он уже давно действует в Эстонии. В случае с добычей сланца размер платы за право на добычу полезного ископаемого зависит от цены тяжелого мазута на мировом рынке, иными словами, если конъюнктура на мировом рынке благоприятная, то предпринимателям приходится платить государству больше".
Эплер отметил, что в ближайшие недели ситуация должна проясниться – "будут ли и дальше плясать под немецкую и голландскую дудку" эстонские чиновники и политики. Или вспомнят о том, что национальные интересы Эстонии в рамках Европы не должны уходить на десятый план.