Энергетический кризис заставил Запад пересмотреть приоритеты. Если раньше все отказывались от использования мазута для отопления просто потому, что было очень расточительно сжигать нефтяное топливо для выработки энергии и обогрева, то в современных реалиях это оказалось нерентабельным, рассказал Baltnews эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
В минувшую среду литовское правительство изменило список критериев экстремальных событий для того, чтобы Вильнюсские теплосети в этом отопительном сезоне смогли использовать низкосерный мазут в столице.
По утверждению Министерства энергетики республики, после дополнения списка жители Вильнюса будут платить за тепло примерно столько же, сколько и в прошлом году. Предположительно, цена составит около 8,9 цента за киловатт.
Как объясняет аналитик Юшков, раньше уголь и газ стояли дешевле, но сейчас настолько силен дефицит топлива и настолько подорожал газ, что в действительности этот фактор экономической нерентабельности уходит – то есть уже проще и дешевле топить мазутом.
"Второй момент, почему происходил отказ от использования мазута, – это экологические ограничения, гораздо больше выбросов. Условно говоря, мазутная электростанция жутко коптит, это и местные жители почувствовали на себе, и запах, и выбросы, и черный снег будет, и так далее. Теперь же не до экологии и окружающей среды европейцам, надо жечь то, что есть", – поделился собеседник.
Выиграть время и спастись от энергетического кризиса пытается не только Литва, но и другие страны Европы. Как рассказал эксперт, пока мы видим, что идет естественный процесс балансировки и газовый баланс всей энергосистемы Европы за счет того, что промышленные потребители закрываются. В итоге объем потребления приближается к тому, сколько европейцы самостоятельно добывают или импортируют.
"Вот дефицит устраняется методом устранения потребителя. Дорогой газ – это дорогая энергия, а если энергия дорогая, прежде всего электрическая, то ты все равно закладываешь ее в стоимость конечной продукции, но ты потом эту продукцию просто не продашь. Соответственно, они сначала сокращали объемы производства, потом многие предприятия закрылись", – рассказал Игорь Юшков.
Например, проблемы наблюдаются в индустрии производства удобрений, особенно азотных удобрений. Кроме того, страдает и металлургия, и целлюлозная промышленность.
"Много шуток ходило, что вот, вы санкциями Россию лишили смываемых втулок и туалетной бумаги, а сами сейчас только со втулками и сидите, а самой туалетной бумаги нет. Логика здесь в чем. Имеется в виду, что производство в принципе любой бумаги в Европе становится очень затратным, потому что это энергоемкое производство и получается себестоимость высокая. Проще купить бумагу где-то еще на тех рынках, где себестоимость ниже", – напомнил эксперт Финансового университета при правительстве РФ.
Аналитик отметил, что ранее Volkswagen заявлял, что может вообще перенести все в США и там производить автомобили, потому что там энергия дешевле. И со всеми отраслями так и будет происходить – чем выше цены, тем быстрее будет процесс индустриализации.