Эстонские СМИ сообщили о скачке среднесуточной стоимости электроэнергии в эстонской ценовой зоне биржи Nord Pool во вторник, 1 ноября. По сравнению с понедельником, 31 октября, когда среднесуточная биржевая цена на электроэнергию составила 14,68 цента, во вторник тариф вырос на 63% – до 23,96 цента за киловатт-час, о чем свидетельствуют данные Nord Pool.
Отмечается, что дороже всего в течение дня электричество будет стоить с 07:00 до 15:00 часов и с 16:00 до 21:00 часов – цена будет превышать 30 центов за киловатт-час, порой достигая 34,5 цента. Для потребителей это еще не окончательная стоимость электроэнергии, поскольку к ней добавляется налог с оборота – 20%.
Напомним, спекулятивный эффект биржи Nord Pool уже не раз становился предметом дискуссий относительно целесообразности нахождения Эстонии в так называемом общем энергетическом рынке Евросоюза. Любая финансовая методика имеет своих приверженцев, реализующих с ее помощью цели извлечения прибыли – основной цели капиталистического устройства экономики. То же касается и биржи Nord Pool.
Недаром в сентябре 2022 года идеологи Nord Pool выпустили свою Белую книгу – "Ответ на энергетический кризис – взгляд на рынок электроэнергии", в которой написали, что на протяжении 2022 года им пришлось стать "свидетелями множества спекуляций и дебатов среди заинтересованных сторон энергетического сектора и в средствах массовой информации о высоких ценах на электроэнергию, их причинах и предыстории энергетического кризиса".
"Высокие цены ложатся тяжелым бременем как на частных клиентов, так и на бизнес, создавая ситуацию, которую немногие в этом секторе могут счесть желательной или устойчивой. Nord Pool управляет рынком электроэнергии в 16 европейских странах, что позволяет нам вносить конструктивный вклад в обсуждение энергетических рынков, ценообразования и основных причин текущего кризиса", – самоуверенно заявили приверженцы биржи Nord Pool.
И указали, устранение каких факторов, а точнее их комбинации, служит "ответом на нынешний энергетический кризис": "снижение спроса, увеличение предложения возобновляемой генерации, укрепление сети и дальнейшая интеграция европейских рынков". Собственно, указано все то, что так или иначе помогло развиться нынешнему кризису.
Видимо, догадываясь, что далеко не все готовы разделить идеи Nord Pool, ее идеологи отметили, что "признают политическое давление на национальные правительства и Европейскую комиссию с целью принятия мер в связи с сегодняшними высокими ценами на энергоносители", что "в условиях такого давления тем более необходимо тщательно взвешивать возможные меры, чтобы не разрушить рынок, который, несмотря на высокие цены, на самом деле хорошо функционирует".
То, что рынок хорошо функционирует для тех, кто заинтересован в этом механизме, сомневаться не приходится. В частности в Эстонии уже много раз говорилось о том, как продавцы электроэнергии наживаются на потребителях. Ведь расходы несут на самом деле те, кто оплачивает счета, покупая электроэнергию.
Опасаясь возможных негативных реакций на деятельность Nord Pool, ее защитники написали: "Мы хотели бы предостеречь европейские институты и национальные правительства от принятия ограничения доходов, поскольку это будет очень сложно реализовать и будет сдерживать инвестиции в возобновляемую генерацию. По сути, это приведет к противоположному тому, что предполагалось, и нанесет ущерб целям климатической политики ЕС".
При этом пока никто не доказал эстоноземельцам, что цели климатической повестки действительно несут им пользу и отражают заботы и потребности простых граждан Эстонии, Евросоюза – то есть налогоплательщиков и основных плательщиков по счетам за электроэнергию.