Вместо дел – спекуляции? Евросоюз усомнился в новых мерах борьбы с потеплением климата

© РИА Новости

Тема: Европа без российского газа

Правительства стран альянса блокируют запланированное ужесточение системы торговли углеродными квотами – ключевого инструмента декарбонизации экономики.

Европейские "зеленые" политики уступают одну позицию за другой на долгих переговорах с национальными правительствами стран Евросоюза о реформировании системы торговли разрешениями на эмиссию углерода.

Впадающая в рецессию экономика альянса не может себе позволить значительного увеличения затрат на борьбу с потеплением климата за счет дополнительных сборов с предприятий. А потому европейские столицы отчаянно и довольно успешно сопротивляются попыткам Европарламента ввести новые обременительные природоохранные требования в различных отраслях промышленности.

Так называемые трехсторонние переговоры – между Европарламентом, Еврокомиссией и Советом – продолжаются не один месяц и, как жалуются журналистам парламентарии, в прямом смысле действуют изнуряюще, фактически топчась на месте.

Депутаты и стоящие за ними могучие природоохранные организации в данном случае выступают за максимально жесткие по отношению к промышленности изменения в правилах торговли углеродными квотами. А исполнительная власть, то есть Совет, в котором заседают представители национальных правительств, успешно сопротивляется, вынуждая зеленых идти на одну уступку за другой.

Еще в октябре было решено не отменять раздачу бесплатных углеродных квот предприятиям сталелитейной промышленности, которая должна была лишиться этой поблажки (так же, как и ряд других секторов индустрии) после введения пограничного углеродного налога.

Этот импортный сбор с поставщиков товаров из третьих стран, не использующих те же природоохранные меры, что Евросоюз, выровняет конкурентные возможности иностранных и европейских производителей стальной продукции и потому автоматически отменит льготы для отраслевых компаний стран альянса. Так же, как и другим секторам промышленности сталелитейщикам придется, как заявлял Брюссель, включиться в систему торговли квотами на бирже ETS, где эти квоты постоянно дорожают.

Эстонии, вероятно, памятно, как из-за их высокой стоимости остановились местные сланцевые электростанции, вновь заработавшие лишь на время энергетического кризиса. Рост цен на энергоносители и сильная конкуренция на международных рынках убедили европейских зеленых в том, что многие европейские сталелитейные заводы не справятся с дополнительным бременем, которое возложит на них необходимость покупать квоты, заводы начнут закрываться.

Чтобы этого не случилось, переговорщикам пришлось сломать немало "копий", но здравый смысл все же победил. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Брюссель попытается избавить ETS от спекулянтов

Однако другие, пока еще получающие бесплатные квоты отрасли и, в частности, производство алюминия и цемента, несмотря на споры и доводы промышленников, поблажки не получили. Зато представителям стран альянса в Совете удалось "заморозить" планы подключения к системе торговли квотами ETS отрасли строительства и транспорта.

Брюссель пока не продумал до конца схему компенсации дополнительных затрат населения на отопление, которые обязательно вырастут, если муниципалитетам или отдельным домохозяйствам придется покупать углеродные квоты. Уже в ноябре европейские столицы смогли также отбить у парламентариев на переговорах индустрию сжигания отходов, которая также пока не будет включена в схему покупки квот.

На днях парламентарии, кроме уже перечисленных уступок, вынуждены были отказаться от своего требования передавать 10% доходов от работы рынка углеродных квот на поддержку развивающихся стран. Отступили они и от требования запретить использовать эти доходы для финансирования новых проектов, связанных с природным газом. Но уперлись в вопросе о лишении бесплатных углеродных квот производителей электроэнергии.

Практически единственное, что удалось принципиально согласовать почти без споров, – так это положение о системе стабилизации биржевых цен на квоты. Их стоимость планируется регулироваться с помощью пула, резерва из 75 миллионов квот, которые будут автоматически выбрасываться на рынок, "если средняя цена за шесть месяцев в 2,4 раза превысит среднюю цену за предыдущие два года".

Таким образом Евросоюз попытается успокоить критиков ETS, не без оснований утверждающих, что "инструмент" борьбы с потеплением климата по сути превратился в еще один спекулятивный рынок ценных бумаг, просто выкачивающий из предприятий средства в карманы биржевых игроков.

Страны Евросоюза явно затягивают обсуждения

Иными словами, если обобщить предварительные итоги "тягучих" и невероятно скучных для сторонних наблюдателей переговоров, то можно сказать, что они зашли в тупик. Парламентарии и климатические активисты обвиняют национальные правительства чуть ли не в саботаже. Ну а у тех сейчас голова больше болит из-за надвигающегося кризиса, инфляции и туманных перспектив изменения цен на энергоносители. Тут не о новых сборах с промышленности надо думать, а о том, как предотвратить массовые банкротства и бегство компаний за пределы Евросоюза.

Система торговли квотами ETS, которая сейчас распространяется на примерно 10 тысяч европейских промышленных объектов, вынуждая их ограничивать эмиссию парниковых газов за счет использования новых, "чистых" технологий, по-прежнему считается ключевым инструментом климатической политики Брюсселя. Но энергетический кризис многих заставил усомниться в ее пользе в сложившейся экономической ситуации.

Звучат призывы, в том числе и в Эстонии, приостановить участие в ETS, или вовсе выйти из нее, поскольку биржевой скачок цен на квоты, совпавший со скачком цен на природный газ и электричество многие предприятия поставил в крайне сложное положение. Тем временем система ETS в соответствии с разработанными еще до кризиса планами должна с каждым годом становиться все более жесткой, распространяясь на пока еще не охваченные ею отрасли промышленности.

Евросоюз не отказывается от взятого на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов на 55% до конца десятилетия и добиться углеродной нейтральности к 2050 году. Или же пока не готов официально признать необходимость пересмотреть свои планы, взяв поправку на кризис. За него это неофициально, прячась за долгими переговорами и согласованиями, делают национальные правительства, добиваясь уступок от зеленых политиков.

Депутат Европарламента от "зеленых" Майкл Блосс, входящий в состав группы переговорщиков, жаловался брюссельскому изданию Euractiv, что парламентарии "продемонстрировали большую готовность идти на компромисс" со странами альянса, чтобы "быстро найти соглашение". Но Совет Евросоюза "не проявил особого желания двигаться навстречу и, таким образом, продолжает блокировать процесс".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.