Лидеры вырубки лесов: Брюссель совершил ошибку, объявив древесину "правильным" топливом

Лес

Пауль Томсон

Претендуя на роль глобального лидера борьбы с изменением климата и защитника лесов, Евросоюз, тем не менее, ударными темпами вырубает своего "зеленого друга" на дрова.

Евросоюз принимает дорогостоящие программы сокращения эмиссии парниковых газов, а также посадки миллионов деревьев, которые должны помочь спасти цивилизацию от катастрофы, вызванной потеплением климата. И одновременно провозглашает древесину возобновляемым, предпочтительным видом топлива, поощряя ее использование в энергетике. Что, естественно, привело к резкому росту объемов вырубки "зеленого друга".

Исследования состояния европейских лесов, которые рассматриваются как природные "ловушки" для углекислого газа, доказывает, что за последние годы борьбы с потеплением климата европейские страны уничтожили ради производства топлива около четверти площади таких "поглотителей". Причем Эстонию отмечают как одного из явных лидеров вырубки лесов ради производства топлива, которое, в основном, используется даже не в самой стране, а уходит на экспорт.

Судя по рассматриваемым сейчас в Европарламенте инициативам и подготовленным в Брюсселе поправкам, лидеры альянса все же вняли доводам ученых и природоохранных организаций и пытаются ограничить применение древесной биомассы как топлива для производства энергии. Будет прекращено субсидирование использования биомассы из первичной древесины для сжигания на электростанциях. Но тем временем площади порядком прореженных лесов в странах Евросоюза остаются совершенно недостаточными, чтобы выполнить ту роль инструмента борьбы с потеплением, которую в теории возлагают на них европейские лидеры.

Деревья, как напоминают ученые, поглощают углекислый газ из воздуха в процессе роста и накапливают его внутри себя в виде связанного углерода. Наиболее интенсивной поглощающей способностью отличаются лиственные породы. Один гектар осины, например, способен "высосать" из атмосферы до 3,6 тонны углекислого газа в год, березы – до 3,3 тонны.

То есть гектар лиственного леса может, так сказать, утилизировать то, что за год выдыхает примерно семь человек. Но с учетом автомобилей, промышленности и других источников загрязнения воздуха на каждого европейца приходиться, в среднем, около 7 тонн выбросов углерода в год, как уверяют справочники. То есть Евросоюзу надо иметь более 2 гектаров лиственного леса на человека или, учитывая численность населения альянса, в общей сложности, около 980 миллионов гектаров.

Поскольку количество лиственных и хвойных деревьев в лесах примерно одинаково, а хвойные "работают" против углекислого газа менее эффективно, то альянсу для того, чтобы с помощью деревьев нейтрализовать вредные последствия деятельности людей, надо порядка 1,5 миллиарда гектаров лесов. Общая площадь лесов в Европе (за исключением прочих лесистых территорий) на начало тысячелетия составляла примерно 10,3 миллиона квадратных километров или более 1 миллиарда гектаров.

Предположим, на каждом гектаре растет примерно 450 деревьев. Таким образом, элементарные (и наверняка не очень корректные расчеты) показывают, что европейцам надо посадить дополнительно около 500 миллионов гектаров лесов, 225 миллиардов деревьев. Задача, прямо скажем, непростая. Почти фантастическая. Но если в соответствии с ключевыми зелеными программами Брюсселя (отказавшись от сомнительных "зеленых" проектов) сократить выбросы углерода, а также принять кое-какие дополнительные меры, то масштабы посадок лесов можно заметно уменьшить.

Эстония оказалась в числе лидеров по уничтожению лесов

Казалось бы, чего проще – надо напрячь силы и средства, сажать больше деревьев и ухаживать за лесами, и это очень поможет решить проблему избытка парниковых газов в атмосфере, ставших результатом деятельности человека и причиной, как считает сейчас большинство климатологов, опасных изменений погоды. А если бы некоторая толика огромных ресурсов Евросоюза была ранее использована на то, чтобы организовать международную кампанию "посади дерево", то на сегодняшний день половина пустыни Сахара, образно говоря, представляла бы собой бесконечные леса.

Профессионалы наверняка посмеются над этими расчетами, назовут пустыми фантазиями и справедливо укажут на неучтенные проблемы и нюансы. Например, на интересы аграриев, которые могут лишиться значительных площадей сельскохозяйственных угодий. Но ни один эксперт, вероятнее всего, не сможет внятно объяснить и оправдать тот факт, что вместо того, чтобы организовать посадку как можно большего количества деревьев, Брюссель фактически поощрял их вырубку. Причем с целью все той же борьбы с потеплением климата.

Как доказывает новое и весьма основательное исследование, подготовленное неправительственной организацией "Партнерство ради добросовестности политики" (PFPI), Евросоюз с пугающей скоростью теряет леса, то есть тот самый природный поглотитель углерода, о котором должен был бы позаботиться в первую очередь. И главной причиной усиленной рубки лесом стала заготовка древесины для производства топлива – в частности, древесных гранул, так популярных в Эстонии. И ставших здесь ходовым экспортным товаром.

Некоторые европейские государства и, прежде всего, Бельгия, Дания, Италия и Нидерланды полностью зависят от импортируемой биомассы, как отмечают авторы исследования. Все они ввозят древесные гранулы из стран, где ведется незаконная, наносящая ущерб лесозаготовка. Бельгия, Дания и Нидерланды, говорят эксперты, импортируют пеллеты из Эстонии, где вырубаются охраняемые территории, и страна быстро теряет природный поглотитель углерода, несмотря на то, что крупные заводы по производству древесных пеллет сертифицированы как "устойчивые", соответствующие установкам и требованиям "зеленой политики". Более половины объема заготовляемой в Эстонии древесины используется для производства топлива или пеллет.

Чтобы достичь заявленной цели – климатической нейтральности к 2050 году – Евросоюз поставил перед собой цель увеличить площади лесов и иных природных поглотителей углерода. Но при нынешних темпах сокращения площади лесов большинство стран альянса не смогут достичь своих целей, говорится в тексте исследования "Партнерства".

Основываясь на официальных данных, организация обнаружила, что государства Евросоюза за последние два десятка лет потеряли около четверти всех своих природных поглотителей углерода. Данные приводятся без учета двух последних лет, но вряд ли ситуация как-либо заметно изменилась за это время. За последние годы энергетика стран Евросоюза порядком "подсела" на древесину, ее использование для производства тепла и электроэнергии увеличилось более чем на 1000%, биомасса обеспечивает более половины производства возобновляемой, так сказать, энергии. Быстро свернуть все это, исправив свою ошибку, Брюссель не сможет.

Брюссель самоуверенно позиционирует себя как глобальный защитник лесов, убеждая, например, Бразилию, Колумбию и Перу до минимума сократить вырубку лесов Амазонки. Планируется даже учредить комплекс карательных мер против неумеренной вырубки лесов в третьих странах.

Но сам Евросоюз, как выясняется, далек от того, чтобы служить образцом для подражания. Его давнее решение объявить древесную биомассу топливом "с нулевым выбросом углерода" было грубой, вредоносной ошибкой, поощрившей уничтожение лесов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме