Брюссель готовится вновь продемонстрировать свое глобальное лидерство в борьбе с потеплением климата на предстоящей в начале ноября климатической конференции ООН (COP27) в египетском Шарм-эль-Шейхе. Но рискует вместо этого дальнейшим осложнением отношений с развивающимися странами, которые требуют от промышленно развитых государств компенсаций за ущерб, причиняемый стихийными бедствиями.
Изменение климата становится причиной все более разрушительных природных катастроф, являясь в свою очередь следствием загрязнения атмосферы промышленными предприятиями и электростанциями прежде всего именно индустриально развитых стран, то есть "коллективного Запада".
Следуя этой логике, беднейшие регионы мира, в наибольшей степени страдающие из-за стихийных бедствий, настаивают на создании специального фонда, который возьмет на себя покрытие их убытков. Спор продолжается не первый год, отражаясь на отношении Африки, Азии и Латинской Америки к США и Евросоюзу. Брюссель пытается продвигать "зеленую революцию" на всех континентах и вроде бы готов ссужать на это немалые средства, но компенсировать убытки европейские столицы в большинстве своем отказываются.
Более того, богатейшие страны мира в очередной раз не выполнили данное 12 лет назад на климатическом саммите ООН в Копенгагене обещание к 2020 году предоставлять развивающимся государствам не в виде компенсаций, а в порядке "климатической помощи" 100 миллиардов долларов в год. Накануне предстоящего 6 ноября климатического саммита ООН государства Евросоюза согласовали позиции, подтвердив собственные планы сокращения выбросов углерода к 2030 году на 55 процентов (по сравнению с 1990 годом).
Страны ЕС даже обязались стремиться к более высоким результатам, поскольку, как считают ученые, ранее заявленные цели не позволяют добиться снижения темпов нарастания среднегодовой температуры атмосферы до 1,5 градуса Цельсия, то есть до более-менее безопасных величин. Решения Брюсселя призваны, по всей видимости, продемонстрировать всему миру приверженность Европы борьбе с потеплением климата и готовность идти ради этого на немалые жертвы.
Но развивающиеся страны и, прежде всего, Африка оценивают усилия и лидерство европейцев в прикладном, денежном выражении, считая их в немалой степени ответственными за проблемы с климатом, за участившиеся наводнения и засухи. Обещанные 100 миллиардов могли бы немного смягчить позицию "третьего мира", но Запад в очередной раз перенес выплаты еще на год. Так что климатический саммит окажется сложным испытанием для Евросоюза, критикуемого за несоблюдение собственных обязательств.
Евросоюз планирует получить максимум, отдав минимум
Единственной страной Евросоюза, выразившей готовность выделить средства специально для покрытия "убытков и ущерба", вызванных климатическими бедствиями, оказалась Дания. Но ее возможностей явно недостаточно, чтобы удовлетворить все требования (тем более, что речь идет о грантах, а не о кредитах), а призывы Европарламента к большей щедрости пока не находят в альянсе официального отклика. Европейские столицы осторожничают, заявляя, что "действия и поддержку уязвимых стран... необходимо расширять", но не конкретизируя свое согласие обсуждать тему компенсации и формально не признавая свою вину за климатические беды бедных регионов мира.
А они, несомненно, вновь заговорят на саммите о своих финансовых требованиях к Западу, и отказ европейцев поддержать эти требования (да плюс еще обещанные, но так и не выплаченные 100 миллиардов помощи) осложнят для Евросоюза исполнение главной роли спасителя планеты от глобального потепления климата. Спор приобрел особую остроту после катастрофического наводнения в Пакистане, причинившего ущерб примерно на 40 миллиардов евро и продемонстрировавшего трагические последствия изменений, результаты которых особенно сказываются там, где бедность оставляет людей беззащитными.
"Несмотря на то, что доля Пакистана в глобальных выбросах углерода составляет менее 1 процента, Пакистан входит в десятку стран, наиболее пострадавших от изменения климата", – заявил премьер-министр страны Шехбаз Шариф. Аналогичного содержания доводы в пользу компенсаций приводят и лидеры других развивающихся государств.
Напряжение в отношениях заметно нарастает, грозя обернуться срывом египетской конференции ООН. Высказанное в туманных выражениях и не подкрепленное никакими обязательствами согласие Евросоюза поговорить в Шарм-эль-Шейхе о компенсациях странам, пострадавшим от изменения климата – это скорее попытка смягчить напряженность, чем реальная уступка.
Пытаясь избежать конфликта, Евросоюз пока на деле может предложить лишь что-то вроде страхового фонда "Глобальный щит", который предлагается сформировать за счет взносов всех заинтересованных стран (то есть бедным государствам тоже придется платить и в случае бедствия получать помощь в соответствии с их взносами), а также увеличение размеров гуманитарной помощи. И все это вряд ли удовлетворит развивающиеся государства, которые Брюссель, по словам комиссара альянса Франса Тиммерманса, "постарается убедить последовать примеру Евросоюза" и взять на себя новые, повышенные климатические обязательства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.